23 апреля 2007 года в 15 часов 45 минут по московскому времени первый президент России Борис Николаевич Ельцин умер.
Борис Ельцин не просто был живым человеком во власти, что само по себе большая редкость. Он дал шанс миллионам людей, имеющих мозги и совесть, состояться в России публично и легально, как в родном доме, а не строить свой мир в котельных, подвалах, эмиграции, «тамиздате». Он позволил России -- сквозь гигантское сопротивление апатичной черни, чиновничьей орды, своего собственного советского опыта партийного работника -- сделать несколько шажков на пути к превращению в нормальную страну. Наконец, он добровольно отказался от власти: увы, редкостный подвиг в российской истории.
Многие россияне, из которых на протяжении почти всего ХХ века методично вытравляли даже самое примитивное историческое сознание, до сих пор не понимают, из какой пропасти вытащил страну Борис Ельцин и какие важные, ключевые координаты их нынешнего существования он задал. Наличие товаров в магазинах и на рынках, возможность свободно обменивать валюту, зарабатывать деньги, ездить по миру, обладать частной собственностью -- эти элементарные для жителей нормальных стран обстоятельства жизни, которые кажутся им чем-то само собой разумеющимся, появились в России при Ельцине и благодаря Ельцину.
Борис Ельцин спас ядро распадающейся империи от большой крови -- это великая историческая миссия. Последний раз перед СССР империя такого масштаба рушилась пять с лишним столетий назад, и это была Византия. В России удалось избежать гражданской войны -- такой, как, например, в маленьком Таджикистане, где погибло более 30 тыс. человек. Борис Ельцин и его главный политический оппонент (парадоксально, но в мировой истории они будут союзниками-реформаторами) Михаил Горбачев позволили людям, освободив от государственного ярма средства массовой информации, узнать пусть горькую, но совершенно необходимую для адекватного восприятия мира правду об истории их страны.
У великих людей и ошибки великие. Первая чеченская война -- главная из них. Но не будем забывать, что Борис Ельцин -- первый и пока единственный во всей российской истории правитель, который, покидая свой пост, публично извинился перед людьми за свои ошибки. Российская власть привыкла карать и миловать, красть и обманывать, но никогда ни перед кем ни за что не извинялась.
«Главный» русский поэт Александр Пушкин еще до восстания декабристов написал очень горькие и, к сожалению, до сих пор правдивые строки о простых людях и демократических ценностях: «Паситесь, мирные народы, вас не разбудит чести клич. Зачем стадам дары свободы, их должно резать или стричь». Это, конечно, не призыв «резать или стричь». Это констатация печального факта забитости людей, их нежелания выходить из состояния покорного подневольного стада. Нынешнее отношение большинства россиян к Борису Ельцину, то, как Россия начала свой ХХI век, увы, являются торжеством стадного инстинкта. Того самого инстинкта, который (вольно или невольно) попытался побороть в россиянах Борис Ельцин -- на самом деле единственная по-настоящему значимая, крупная, самостоятельная личность во главе России за очень долгие годы.
Первый президент России -- так распорядились история и судьба -- задал очень высокую планку для правителей страны, что бы там ни говорили и ни думали его политические и человеческие противники. Как-то замечательный польский скрипач Кароль Липиньский спросил у Никколо Паганини, кто первый скрипач Европы. «Я», -- ответил Паганини. «А второй?» -- спросил Кароль Липиньский, зная, что второй он. -- «А вторых много». Вторых много, а первым быть неимоверно трудно.
Нынешняя российская власть, привыкшая дежурно, походя пинать ельцинские 90-е, не может не понимать или хотя бы не чувствовать, что без ельцинских 90-х ее бы не было в принципе. И не факт, что была бы в нынешних границах сама Россия.
Светлая ему память и низкий поклон...