Хотелось бы немного просветиться в области обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников.
СТАТЬЯ 212. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА. ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ТК РФ)
Источник: Интернет-портал «Субсчет.РУ»
Раздел X. ОХРАНА ТРУДА
Глава 34. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Существует закон о предоставлении работодателем спецодежды для работников работающих в особых условиях. Спецодежда выдаётся при этом бесплатно (приобретение спец-средств и спецодежды за счет работодателя) в этом его обязует трудовой кодекс. В моем понимании, - устроился человек на работу, его обеспечили спецодеждой, он работает....как только он увольняется, он должен сдать спецодежду или её выкупить у предприятия (фирмы) если она пришла в негодность раньше времени. Я думаю моя мысль в правильном направлении.
Есть некая фирма в нашем городе, которая выдала спецодежду мало того что с бооольшим опозданием (в зимний период то!), ещё и высчитала с З/П всю сумму за спец одежду. Таким образом человек получил на руки за месяц практически копейки. Это вот парадокс. На вопрос работника, - зачем вы так делаете, на что я жить буду?... ответ как обычно нелепый, не несущий за собой никакой существенной информации, вообщем рассчитанный на лоха.....наплели непонять что, он и ушел, непоняв ничего. Самое интересное, что никаких расчеток которые они должны получать на руки они не получают (работники) даже в глаза их не видели....на вопрос - а где расчетка, чтоб я мог посмотреть за что я хоть и как получаю, может я не согласен с этим...ответ наиглупейший - а зачем они вам?! они нужны только для бухгалтерии... ЖЕСТЬ.... Кто может сказать с точки зрения закона, это правильно или нет, вычитывать сумму за спецодежду работодателем с работника, предусмотренную законом т.е., трудовым кодексом бесплатно.....я уже не говорю, о том, что сумму сняли с З/П сразу, за один раз., постоянные переработки вообще никто не считает, считают только минусы и умножают в трое. Практически получается люди работают за копейки, а пойти им больше некуда, нет образования или есть, но специфики данной профессии нет вакансий....Я так думаю это далеко не смешно. Мне просто хочется помочь человеку, чтоб он получал достойную З/П по его труду, без подобного морального и материального унижения. Никтож не идет в прокуратуру,... хотя надо бы,... думаю там есть над чем поработать, чтоб крууупно заинтересовало эти органы....хотя и может быть, раз уж до такой степени принимать человека за быдло и пользоваться этим так вопиюще, что со стороны документов там всё тип-топ...
У кого какие мысли есть по этому поводу?
Спасибо, заранее, С вами как всегда, относящийся к не справедливости негативно, Lord. コンスタンチン殿
Существует закон о предоставлении работодателем спецодежды для работников работающих в особых условиях.
Вы его процитировали. Закон есть, а вот его исполнение происходит не всегда и не везде. Причин много. Среди них незнание законов, как работодателями, так и работниками.
Нормы бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики, утвержденных постановлением Минтруда и соцразвития РФ №70 31.12.1997г. СИЗ является материальной ценностью и собственностью работодателя, к работнику могут быть предъявлены материальные требования, в случае сознательной порчи СИЗ, что устанавливается комиссией, стоимость же определяется бухгалтерией. Расходы на оплату мероприятий по охране труда включаются в себестоимость (затраты на производства) продукций, услуг в размере не более 0,2% от себестоимости, свыше же, за счет прибыли. Если говорить о мотивации работодателя, то одна из причин возместить стоимость СИЗ (не зависимо от износа) с работника может быть связана с налоговыми учетом, что конечно же не может быть оправданием.
Спецодежду работодатель должен выдавать бесплатно. Но возникают проблемы со стоимостью этой спецодежды, поэтому в некоторых организациях по договоренности с работником высчитывают разницу от нормативной стоимости и рыночной в зависимости от качества и комфортности.
Государством, как гарантом конституционных прав гражданина, функции контроля за правами на труд возложены на Федеральную инспекцию труда. Инспектор по охране труда (Калинкин Валентин Михайлович) в Ванинском и Советско-Гаванским р-ах ведет прием по адресу г.Советская Гавань, ул. Ленина, 3, здание Администрации района, т.45102.
А с расчетными листами или книжками ещё сложнее - зарплата выдаётся в конвертах... Подавляющее большинство работодателей вынуждены в отчетах показывать минимально разрещенную зарплату, с которой платятся налоги и отчисления. Показать в расчётке работнику реальную зарплату означает для работодателя предоставить документ для уголовного дела или огромного штрафа...
Труд работников в российском малом бизнесе будут регулировать по-особому. В Минздравсоцразвития созрел законопроект, который вводит новое основание для увольнения работников малых предприятий – по экономическим причинам. То есть потому, что в текущей ситуации работник просто не выгоден предприятию. Сроки предупреждения об увольнении могут быть сокращены с двух месяцев до двух недель. В обмен работник может получить повышенную компенсацию.
Правда, такие особые условия не будут действовать по умолчанию. Их необходимо прописывать в трудовом договоре. Малый бизнес получит возможность снизить свои издержки, но что ждет работника? Будут ли какие-то гарантии, что в один прекрасный день без предупреждения его не выставят за дверь? Нововведения в программе "Утро России" разъяснил заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов.
По его словам, работник, который поступает на малое предприятие, в трудовом договоре оговаривает с работодателем компенсацию на случай увольнения. Она может быть выплачена и за два месяца работы, и за четыре, и за шесть. "Российский трудовой кодекс предполагает минимальные нормы гарантии. Всё, что свыше этих минимальных норм, приветствуется и государством, и его социальными партнерами", — подчеркнул эксперт.
Если работник захочет сам уволиться, здесь тоже должна быть предоставлена альтернатива. Эти вопросы также стоит оговаривать в трудовом договоре. "Если какие-то послабления делаются одной стороне, то в рамках компенсации должны быть послабления и в отношении другой стороны", — заключил Александр Сафонов.
Все предлагаемые изменения подразумевают баланс интересов, подтвердил замглавы Минздравсоцразвития. Они позволят отразить особенности занятости в этом виде бизнеса и не дадут привести к ситуации, когда исчезнет само рабочее место, потому что предприятие окажется банкротом, констатировал эксперт. "Мы стремимся к тому, чтобы те новации, которые соответствуют текущей жизни и ее запросам, продвигались быстро. Но пока мы не достигнем консенсуса с профсоюзами и работодателями, закон внедрить мы не сможем", — подытожил Александр Сафонов. http://www.vesti.ru/doc.html?id=759715&cid=7
по экономическим причинам. То есть потому, что в текущей ситуации работник просто не выгоден предприятию
Хотелось бы задать вопрос нашим законодателям, что есть экономические причины данного предприятия? Предприятия молого бизнеса это предприятия с штатом до 50 человек, как правило это или маленькие ИП, или группа компаний, опять же со штатом в каждой до 50 человек. Небольшие ИП, как правило, и так законов не знают, делают что хотят. У них какие экономические причины? Закрыл точку, уволил продавца (если вообще его принимал официально). так он и раньше так мог сделать, для него нет разницы, есть какие-то экономические причины или нет. Прочитав эти нововведения сразу подумала о статье трудового кодекса - по соглашению сторон, в ней как раз и оговаривается возможность одной из сторон выразить желание прекратить трудовые отношения, оговариваются и условия расторжения трудового договора, компенсационные выплаты и т.д. Зачем огород городить, если все уже придумано до нас. Работайте, уважаемые работодатели, с этой статьей, очень удобно и не надо придумывать никаких экономических причин. Еще одна сторона дела: работник не согласен и идет в суд. Как работодателю доказать, что у него случились эти самые экономические причины? А закон установил, что не работник должен доказывать, что он хороший, а работодатель, должен доказать причину увольнения того или иного сотрудника. Вообщем, пока ничего не ясно. Ирина
Теперь с работодателя можно будет в упрощенном порядке взыскать не только задержанную зарплату, но и проценты за каждый день просрочки. Совет Федерации одобрил соответствующие поправки в Трудовой и Гражданский кодексы, принятые Госдумой.
Сейчас работодатель обязан выдавать работнику расчетный листок, в котором должны быть четко прописаны все составные части зарплаты. И по предлагаемым поправкам в "квиточке" теперь должна появиться еще одна строчка - о "штрафных" процентах на зарплату или отпускные, если они вовремя не выплачены. Размер пени уже давно установлен Трудовым кодексом - не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования Центробанка России от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки. На данный момент ставка рефинансирования ЦБ составляет 8 процентов, и получается, за каждые 10 дней задержки при долге 20 тысяч рублей работодатель должен доплатить еще по 53 рубля. 2 миллиона рублей недоплатили работодатели своим работникам по данным Роструда на 1 апреля 2012 года
Вторая новелла - эти проценты теперь можно взыскать с работодателя в упрощенном порядке. Если сейчас работник вынужден инициировать исковое производство, то после вступления закона в силу подобные дела будут разбираться в более простом порядке. Исполнительным документом будет являться судебный приказ. .
Как пояснила "РГ" замруководителя правового департамента аппарата Федерации независимых профсоюзов России Галина Андреева, вопрос упрощения процедуры взыскания не только зарплаты, но и процентов на нее был поставлен ФНПР во время встречи с президентом еще в декабре 2010 года. После чего правительству было дано поручение подготовить соответствующие изменения в законодательстве.
После вступления поправок в силу, если человек вовремя не получил свои "кровные", но у него есть расчетный листок, где прописана сумма задолженности, включая проценты, он может обратиться в комиссию по трудовым спорам на предприятии. Ее решение будет обязательным для работодателя, а также приниматься к исполнению судебными приставами. Либо человек может обратиться в суд, и судебным приказом работодателю предпишут вернуть долги.
Что делать, если нет расчетного листка и нет профсоюза? "Письменное уведомление работника о составных частях зарплаты - это обязанность работодателя, и ее невыполнение влечет административную ответственность. Можно смело обращаться в госинспекцию по труду или прокуратуру", - пояснила Галина Андреева. http://www.rg.ru/2012/04/19/viplata-site.html
Сообщение отредактировал Femida - Четверг, 2012 Апр 26, 20:38