Оптимист |
Дата: Суббота, 2015 Ноя 28, 18:30 | Сообщение # 1 |
Старожил
Группа: Проверенные
Сообщений: 405
Награды: 1
Репутация: 8
Статус: Offline
| Спорная услуга
Жаркие споры об использовании альтернативных источников отопления (конвекторов, масляных и газовых обогревателей) квартир разгорелись еще в начале нулевых и не стихают по сей день. Одни всеми силами стараются узаконить переход от централизованного отопления к автономному, другие с той же силой противодействия стараются этого перехода не допустить.
С чего же все начиналось? Когда-то, лет десять назад, а то и более, во времена очередного экономического кризиса в стране, люди, желая хоть как-то освободиться от неподъемного коммунального бремени, стали массово отказываться от централизованного отопления и власти, что самое интересное, шли им навстречу, да и закон вроде как позволял это сделать.
Но, конечно, не все так просто было. Процедура узаконивания включала в себя ряд обязательных действий. Для начала желающим перейти на автономное отопление необходимо было обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о переустройстве жилого помещения. Одновременно с этим заявители должны были предоставить ряд документов: правоустанавливающие документы на жилое помещение, технический паспорт, согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения и в исключительных случаях – заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения. Далее уполномоченным органом, в роли которого выступал муниципалитет, принималось решение о согласовании или отказе в согласовании переустройства. И в первом случае, когда решение было в пользу гражданина, ему оставалось только получить документ, который служил юридическим основанием для переустройства (осуществления действий по замене и переносу инженерных сетей и оборудования), а значит и законным основанием для отказа от централизованного отопления. Как правило, работы по демонтажу радиаторов проводились в межотопительный период.
При соблюдении вышеперечисленных условий разрешение тогда могли получить многие с разницей лишь в объеме прилагаемых усилий. Одним «побег» с тепломагистрали давался достаточно легко – заветные разрешения они получали без особых усилий и в короткие сроки. Другим, не относящимся к первой категории, которых, надо сказать, большинство, нужно было изрядно постараться, чтобы достичь желаемого. Их проблемы чаще всего были связаны с проектной документацией. Были и те, кто лишь путем долгих мытарств по судебным инстанциям сумел отстоять свое право на индивидуальное автономное отопление.
Но это счастливое время для граждан продолжалось недолго. Массовость, с которой население переходило на автономное отопление, не смогла остаться не замеченной теплоснабжающими организациями, которые в результате сложившейся ситуации понесли существенные убытки в виде недополученной прибыли. Спохватившись, «ресурсники» начали активно противодействовать «автономщикам», и, начиная с 2010 года, по настоящее время получение положительного заключения о демонтаже радиаторов и установке автономного отопления стало для населения замыслом из области фантастики. Сразу появилось и научно-техническое обоснование невозможности отказа от централизованного отопления. По версии экспертов – сторонников централизованного отопления большинство наших многоквартирных домов строилось в далекие советские времена как единая система и переход на автономное отопление хотя бы одной квартиры в любом из таких домов может причинить существенный вред всей отопительной системе, в частности произойдет снижение температуры в примыкающих помещениях. Кроме того, нарушится гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения и как следствие тепловой баланс всего жилого здания. Все это грозит разбалансировкой в целом всей системы теплоснабжения многоквартирного дома. Конечно же, эти научные теории-обоснования не остались без весомой поддержки со стороны законодательства. Так на свет появился федеральный закон «О теплоснабжении». «В силу п. 15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов. В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» система отопления включена в состав общего имущества жилого дома. Демонтаж радиаторов системы отопления в жилом помещении многоквартирного дома противоречит п. 6 ст. 1 и пп. б, в, г, к, п. 10 ст. 2 постановления Правительства РФ от 21.01.2006 г. № 25 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями».
Отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение возможен только для многоквартирного дома в целом при наличии соответствующего решения общего собрания собственников и проекта реконструкции внутренних инженерных систем, а не его отдельных помещений. Решениями Верховного Суда РФ от 14.01.2014 № АКПИ13-1157 и от 07.05.2015 № АКПИ15-198 указано на то, что плата за отопление вносится всеми собственниками помещений (в том числе перешедшими на автономное индивидуальное отопление) пропорционально площади помещения, исходя из норматива на отопление или показаний общедомового прибора учета. Иного порядка расчета платы за отопление, в том числе для помещений, перешедших на индивидуальное отопление, не предусмотрено.
На основании вышеизложенного считаем, что собственники жилых помещений, перешедшие на индивидуальное отопление, обязаны восстановить прежнюю систему отопления и подключить демонтированные приборы» – это самые значимые пункты, взятые нами из информационных писем, поступивших в сентябре этого года от министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в адрес глав городских округов и муниципальных районов края. В Советской Гавани эта информация была распространена посредством местных газет, а также листовок, которые были расклеены на подъездах жилых домов.
Естественно, что вышеперечисленные разъяснения министерства жилищно-коммунального хозяйства крайне взволновали тех, кто в свое время узаконил свой отказ от централизованного отопления. И, чтобы более подробно прояснить сложившуюся ситуацию, мы обратились к начальнику пресс-службы СРО НП «ЖКХ-Групп» Анне Братковой, благодаря которой для нашей газеты была организована беседа с Борисом Михайловичем Гладких – депутатом Законодательной Думы Хабаровского края и по совместительству членом рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам развития ЖКХ. Представляем нашим читателям его комментарий по данному вопросу:
«По моему мнению, если переустройство системы теплоснабжения было проведено по согласованию с органами местного самоуправления или же такие действия были узаконены в судебном порядке, то на сегодняшний день нет оснований направлять платежные документы в отношении таких потребителей, даже несмотря на то, что есть какие-то решения Верховного Суда РФ. Следует отметить, что эти решения касаются лишь отдельно взятых правоотношений и никакой обязательной силы в части их применения нижестоящими судами при рассмотрении схожих дел не имеют. Другое дело, если бы существовало какое-то обобщение по этим делам – к примеру, решение Пленума Верховного суда. Им можно было бы руководствоваться как основным документом, но и то в ряде случаев судьи имеют право рассматривать дело, не полагаясь на решения пленума.
Я не могу в данном случае гарантированно ответить, как поступят те, кто будет направлять платежные документы в адрес потребителей, но я считаю, что в отношении тех собственников, которые на законных основаниях демонтировали прежнюю систему отопления в своей квартире, исполнители коммунальных услуг должны для начала провести действия, связанные с понуждением этих граждан восстановить систему теплоснабжения в квартире, и только после этого выставлять им какие-либо счета. На сегодняшний день эти потребители являются законопослушными гражданами, которые вправе не оплачивать квитанции за отопление до тех пор, пока суд не установит иное, и я рекомендую этим гражданам при дальнейших разбирательствах настаивать именно на том, что их никто ранее не понуждал восстанавливать систему отопления.
Что же касается тех граждан, которые не согласовывали свои действия с органами местного самоуправления и самовольно демонтировали радиаторы, им, конечно же, не стоит рассчитывать на какие-либо послабления со стороны исполнителей коммунальных услуг. Скорее всего, все закончится тем, что им придется восстановить прежнюю систему отопления и оплачивать услугу теплоснабжения, так как сам по себе факт отсутствия радиаторов отопления не является достаточным основанием для того, чтобы плата за эту услугу не начислялась.
Понятно, что ресурсоснабжающие организации никого понудить в данном случае не могут за исключением тех потребителей, дома которых находятся на непосредственном способе управления, а вот в отношении всех остальных потребителей это смогут сделать управляющие компании или ТСЖ. Также к этим действиям может быть привлечен госжилнадзор.
Вообще меры, на которые в свое время шел муниципалитет и согласовывал действия по реконструкции жилого помещения в части демонтажа радиаторов отопления, были связаны с неэффективной работой коммунального комплекса в то время. Стоит также отметить, что до 2006 г. в российском законодательстве не существовало норм, относящих систему отопления в отдельно взятой квартире к общему имуществу многоквартирного дома. В настоящий момент такая норма существует и закреплена она в п. 6 постановления Правительства РФ №491, который гласит, что система отопления в многоквартирном доме с нагревательными элементами является общим имуществом. Законодательное закрепление данного пункта прежде всего связанно с тем, что система отопления это – общее имущество дома.
Дело в том, что еще на этапе проектирования строительства многоквартирного жилого дома учитываются различные факторы, в том числе температура наружного воздуха и промерзание стен. В связи с этим функция радиаторов такова, чтобы не только обеспечить сохранение тепла внутри жилого помещения, но и обеспечить отсутствие промерзания стен в тех или иных местах. А когда система отопления демонтируется и вместо нее устанавливаются электрические конвекторы, которые включаются по усмотрению владельцев квартир, а в период их отсутствия могут быть и вовсе отключены, это уже грозит не только промерзанием стен в отдельно взятой квартире, но и отразится и на соседних квартирах. Их стены также будут промерзать, в результате чего нарушится тепловой режим внутри квартир.
Следует также отметить, что подобная мера по понуждению к восстановлению системы отопления связана еще и с тем, что при отказе от централизованного отопления никто из собственников не учел тот факт, что система электроснабжения в многоквартирном доме не модернизировалась и соответственно нагрузка, которая появилась дополнительно, может послужить причиной нарушения противопожарной безопасности. И если до сегодняшнего дня ничего не случилось, это еще не означает, что этого не случится вообще. В связи с этим собственникам многоквартирных домов необходимо помнить, что эксплуатация и обеспечение услугами их многоквартирных домов должны всегда осуществляться с учетом проектных характеристик и критериев надежности.
В заключение хотелось бы сказать, что на сегодняшний день потребители могут на достаточно законных основаниях снизить расходы в части оплаты услуг по отоплению. Этому будет способствовать установка общедомового прибора учета и проведение жильцами мероприятий, направленных на теплосбережение и энергосбережение. Кроме того, у собственников многоквартирных домов имеется законная возможность отказа от централизованного отопления – конечно, если к этому решению придут все собственники многоквартирного дома». А. Савенко, газета АЛЛО, 24 ноября 2015 г.
|
нет доступа |
| |