1985 год. Лето. В богатом на музыкальные таланты округе Колумбия, где в начале 80-х возник взрывной энергичный DC-хардкор, стали образовываться группы, взявшие за основу мощь хардкора, но разбавившие его эмоциональностью - т.е. выразительным мелодичным вокалом и более продуманной мелодикой в музыке. Тексты были по большей части уже не социальные и политические, а о личных переживаниях и эмоциях. Яркими примерами групп «Революционного Лета» (как сейчас принято называть этот период) стали Rites Of Spring, Embrace, Gray Matter, Dag Nasty, Ignition, Soulside, One Last Wish. Некоторые из этих групп играли просто мелодичный хардкор (к примеру Dag Nasty и Soulside), некоторые самобытную панк-музыку (Gray Matter). Но всех их бескомпромиссные панк-хардкорщики называли в шутку “emo-core”, от слова “emotional”, так появился стиль emocore - то есть эмоциональный хардкор. Пионерами emocore стали Rites Of Spring и Embrace - искренне эмоциональные, они были абсолютно новым звучанием на DC-сцене, уже загнивавшей к тому времени, это были первые emocore группы. В Embrace играл небезызвестный Ян Маккей - лидер распавшихся Minor Threat и “отец” движения straight edge. Позднее, в середине 90-х, новое дыхание эмокору привнесли группы Kerosene 454, Split Lip, Falling Forward, ранние релизы Hot Water Music и Lifetime. Чуть позже, в 1987 году в Аннаполисе возникла группа Moss Icon и ребята стали играть ту музыку, что позже назвали “классическое” emo. То есть, именно они стали родоначальниками “чистого” emo - мелодичные гитарные партии, вокал резко переходящий от стона к крикам, песни эпической длины, эмоции во всех их проявлениях. Moss Icon первые стали “читать” текст под спокойную музыку, потом резко переходя к истеричным моментам в песне. Впрочем, эта группа за весь период существования (4 года) сыграла всего около 30 концертов, и не получив признания развалилась, записав две “семёрки”, два лонгплэя и сплит с Silver Bearings. Впоследствии, их наследие было успешно воспринято и стало для многих групп толчком с созданию прекрасной музыки.
В начале/середине 90-х появляются такие банды, как Hoover, Still Life, Navio Forge, Lincoln, Indian Summer, Current, Ordination Of Aaron, Nation Of Ulysess, Cerberus Shoal, Embassy, Native Nod, Sleepytime Trio, Julia а также множество других, так и теперь почти забытых, так и возведённых в ранг икон эмоционального хардкора (перечислил по большей части именно таких, для наглядности). Большинство из них просуществовало не больше нескольких лет, записав крохи материала на 7’’ и 12’’, но этот материал прекрасно передаёт настроение того времени и звучит как истинный гимн независимой музыки, без ротации на модных каналах, “мажорных” звукозаписывающих лэйблах, глянцевости, моды и массовости… В наше время эмо с большим уклоном в саунд 90-х играют Sinaloa, Life At These Speeds, Catena Collapse, Wow,Owls!
Помимо развития “классического” эмо-саунда, в начале 90-х появилось новое воплощение эмо, стиль, которому суждено было стать переходным звеном к современному звучанию. Этот стиль – San-Diego-hardcore / hardcore emo / или же раннее screamo – как кому угодно, общепринятого определения, впрочем, нет, но самобытное звучание всё-же явно ощущается. Звучание намного более “хаотичное”, больше истерики, шума, намного меньше лёгких атмосферных моментов в музыке. Подача материала по большей части заимствована из панк-хардкора - экстремальное, быстрое, хаотичное. Вокал - скриминг во всю мощь лёгких. То есть, наиболее радикальная и сырая вариация эмо-хардкора. В 1990 году в Нью-Джерси возникли первые предпосылки к этому звучанию - команды Merel и Iconoclast. После, в 1991 году в Сан-Диего образовался Heroin – считающиеся первопроходцами” стиля, и уже в 1992 году - плеяда мощнейших групп - Reach Out, Mohinder, Honeywell, Bleed, John Henry West, только набирал обороты Portraits of Past (позже, в 1995 году, они запишут великолепный LP, удивительно эпичный, но без потери драйва – очень рекомендую оценить). Также яркие примеры – Assfactor 4, Nexus 6, Antioch Arrow, Coleman, Angel Hair и другие. Эти группы со временем стали основой для возникновения screamo, с его хаотичным саундом и хардкоровой основой.
В конце 90-х произошла некая путаница из-за разделения культуры на две линии. Но об этом по порядку…
Hardcore emo постепенно перешёл на новый уровень - в нём стало больше скорости и сложности в структуре музыки. Вокал остался скримингом, появилось много жёстких, но мелодичных гитарных ходов. Этот стиль получил название screamo, от слов screaming и emo (думаю, обьяснять значения не надо). Такие группы как Union Of Uranus, Usurp Synapse, Frail, Page 99, Orchid, Palatka, Jerome’s Dream, Saetia, After School Knife Fight, Reversal Of Man, Hassan I Sabbah, Closure и пр. стали яркими представителями зарождающегося screamo. Впоследствии этот стиль стал довольно разнообразным и распространённым в хардкор-среде, в Америке, на мой взгляд ярчайшими представителями явились Die, Emperor, Die! , Funeral Diner, Neil Perry, Makara, Spirit Of Versailles, Welcome The Plague Year… ну а вообще их великое множество.
Хочется отдельно остановиться на французской хардкор-сцене, т.к. она заслуживает внимания по причине своей самобытности. В начале 90-х появились такие потрясающие новаторские группы, как FingerPrint, Anasarca, Ivich, Anomie, Jasemine, Vanilla, Peu Etre, Alcatraz… По существу это был всё тот-же панк-хардкор, но поразительно эмоциональный, мелодичный, а французский язык придавал ему своеобразности. Большинство из этих, ставших теперь “отцами” французского саунда, групп пригрел лейбл Stonehenge. Обращу так-же внимание на сборники “Autonomie compilation”, выходившим на виниле на этом лейбле. В современной Франции наиболее известной группой перенявшей этот саунд стали Amanda Woodward, также Belle Epoque, Mihai Edrisch, Gantz…
Теперь, раз уж затронул Европу, назову ещё немного примечательных групп, для сравнения так сказать. В Германии - Louise Cyphre, Danse Macabre, Killed By Malaise, Katyn, Yage (не скримо, скорее эмо-хардкор, но всё-же). В Италии – La Quiete, Raein, The Apoplexy Twist Orchestra. В Норвегии – Kaospilot, Jr. Ewing, Catena Collapse (не совсем скримо, скорее истеричное эмо).
Ну и, наконец, вернувшись к истории, стоит отметить появление emo-indie rock и популяризацию эмо. В середине 90-х стали появлятся группы на основе классического эмо, инди-рока, пост-хардкора, и Бог знает чего ещё, заигравшие своебразную музыку, названную “среднезападным эмо” (соответственно месту зарождения) или же эмо-инди - первыми такими группами стали Christie Front Drive, Boys Life, Promise Ring, ну и конечно небезызвестные Sunny Day Real Estate с их дебютом “Diary” 1994 года. Практически нет криков и жёстких моментов в музыке, не говоря уже о хаотичности. Меланхоличная проникновенная музыка с мягким не режущим слух вокалом и колледж-роковыми замашками была обречена на “выход из подполья” – и так появилось множество клонов и последователей, SDRE издались на довольно продвинутом лэйбле и, вскоре, связь с андерграундом и независимой DIY-культурой была утеряна. Также, - Mineral, Elliot, Get-up Kids, Braid - яркие представители эмо-инди.