Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1933 года в семье геолога, на станции Зима Иркутской области. Этому городу посвящены одни из самых лирических стихотворений поэта. Его отец писал стихи и привил любовь к поэзии сыну. Уже в 5 летнем возрасте Женя взялся за перо.
После переезда в Москву в 1947 году Евгений занимался в поэтической студии Дома пионеров. Печататься он начал в 16 лет – его стихи вышли в газете «Советский спорт». В 1951 году Евтушенко поступил в Литературный институт им. М.Горького, но вскоре был исключен за то, что выступил в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым».
Первая книга стихов Евтушенко – «Разведчики грядущего» вышла в 1952 году. Тем же годом датированы стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», которые поэт, спустя много лет, назовет «началом... серьезной работы» в литературе. Тогда же он был принят в Союз писателей СССР, и стал самым молодым его членом.
В 1950-е годы Евгений публикует серию политических сборников: «Третий снег», «Шоссе Энтузиастов», «Обещание» и др. Он выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, лаконичность и сюжетность.
Его стихи становились крупным событием как литературной, так и общественной жизни: «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983). Евтушенко много путешествовал. Он не только был на всех континентах земли, но и написал стихи и поэмы о каждой стране, где побывал.
В начале 1960-х годов Евтушенко одним из первых среди поэтов выходит на эстраду. Тогда же он начинает писать песни. В качестве поэта-песенника Евгений работал со многими композиторами: Э.Колмановским, А.Эшпаем, Ю.Саульским, Н.Богословским, М.Таривердиевым, Е.Крылатовым и другими.
После создания поэмы «Братская ГЭС» Евтушенко постоянно обращается к большой поэтической форме. Им опубликовано более десяти поэм – «Казанский университет» (1970), «Ивановские ситцы» (1976), «Непрядва» (1980), «Под кожей статуи Свободы» (1968), «Снег в Токио» (1974), «Голубь в Сантьяго» (1978), «Мама и нейтронная бомба» (1982)…
Прозу Евтушенко начал писать еще в студенческие годы. Первый рассказ – «Четвертая Мещанская» был напечатан в журнале «Юность» в 1959 году. Через четыре года появился второй – «Куриный бог». В результате нескольких поездок на Кубу родилась поэма в прозе «Я – Куба», ставшая основой для сценария фильма, поставленного в 1964 году.
Деятельность Евгения Александровича в кинематографе тоже была успешной – это и фильм «Взлет» (1979), где он сыграл главную роль (Циолковского), и его целиком авторский фильм «Детский сад» (1984). В качестве сценариста, режиссера, актера выступил в фильме «Похороны Сталина» (1990).
Как прозаик, ориентированный на мемуарно-библиографическую документальность и интерес к спорным моментам современной истории, Евтушенко проявил себя в повести «Перл-Харбор» (1967), и особенно в романе «Ягодные места» (1982). Он автор фантастической повести «Ардабиола», нескольких рассказов, ряда очерково-публицистических книг.
В конце 1980-х годов Евтушенко активизируется как публицист. Он переезжает в США, но часто бывает в России. В Штатах он читает курс русской поэзии в университетах. В этот же период Евгений активно пишет прозу, стихи, сценарии, создает антологию «Десять веков русской поэзии», ставшую результатом многолетнего исследовательского труда.
Евгений Евтушенко – почетный член Академии искусств многих стран, почетный профессор «Honoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. Он лауреат множества российских и международных премий, награжден орденами и медалями, как России, так и других стран.
Евтушенко Евгений
Заклинание
Весенней ночью думай обо мне и летней ночью думай обо мне, осенней ночью думай обо мне и зимней ночью думай обо мне. Пусть я не там с тобой, а где-то вне, такой далекий, как в другой стране,— на длинной и прохладной простыне покойся, словно в море на спине, отдавшись мягкой медленной волне, со мной, как с морем, вся наедине.
Я не хочу, чтоб думала ты днем. Пусть день перевернет все кверху дном, окурит дымом и зальет вином, заставит думать о совсем ином. О чем захочешь, можешь думать днем, а ночью — только обо мне одном.
Услышь сквозь паровозные свистки, сквозь ветер, тучи рвущий на куски, как надо мне, попавшему в тиски, чтоб в комнате, где стены так узки, ты жмурилась от счастья и тоски, до боли сжав ладонями виски.
Молю тебя — в тишайшей тишине, или под дождь, шумящий в вышине, или под снег, мерцающий в окне, уже во сне и все же не во сне — весенней ночью думай обо мне и летней ночью думай обо мне, осенней ночью думай обо мне и зимней ночью думай обо мне.
Владимир Владимирович Маяковский появился на свет 19 июля 1893 года в селе Багдади в Грузии, в семье лесничего. В 1902 году Владимир начал учиться в гимназии в Кутаиси. В 1906 году, после смерти отца, семья переезжает в Москву. Там юный Маяковский поступил в пятую гимназию, где познакомился со студентами-большевиками.
В 1908 году Владимир бросает гимназию и вступает в РСДРП, чтобы заняться революционной борьбой. Впрочем, впоследствии он из партии вышел. Маяковский неоднократно подвергался арестам. В 1909 году в одиночной камере Бутырской тюрьмы он начинает писать стихи. Отныне его целью становится создание социалистического искусства.
В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Именно там он примыкает к группе кубофутуристов, демонстрирующих протест против устоев общества. Первое опубликованное стихотворение «Ночь» появилось в 1912 году в футуристическом сборнике «Пощёчина общественному вкусу». За участие в литературных выступлениях футуристов молодой поэт был исключен из училища в 1914 году.
В 1915 году он заканчивает работу над поэмой «Облако в штанах». Поэма имела большой успех. Маяковский, стремившийся продемонстрировать своё отвращение к начавшейся 1-й мировой войне, пишет антивоенную лирику: «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир».
В 1923 году поэт создаёт поэму «Про это». В 1925 году Маяковский совершил длительное путешествие за рубеж. Он посетил Гавану, Мехико, США. Во время этой поездки он выступал с докладами и чтением своих стихов.
В последующие годы поэт активно сотрудничал с «Известиями», «Комсомольской правдой». Его произведения появлялись в журналах «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк» . Помимо этого Маяковский писал сатирические пьесы - «Клоп» (1928), «Баня» (1929). Пьесы были поставлены в театре Мейерхольдом.
За время своей творческой деятельности поэт написал также множество прекрасных лирических стихов, многие из которых были посвящены его возлюбленной Лиле Брик.
14 апреля 1930 года Владимир Маяковский покончил с собой.
Любовь любому рожденному дадена,- но между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва. На сердце тело надето, на тело - рубаха. Но и этого мало! Один - идиот!- манжеты наделал и груди стал заливать крахмалом. Под старость спохватятся. Женщина мажется. Мужчина по Мюллеру мельницей машется. Но поздно. Морщинами множится кожица. Любовь поцветет, поцветет - и скукожится.
Ты
Пришла - деловито, за рыком, за ростом, взглянув, разглядела просто мальчика. Взяла, отобрала сердце и просто пошла играть - как девочка мячиком. И каждая - чудо будто видится - где дама вкопалась, а где девица. «Такого любить? Да этакий ринется! Должно, укротительница. Должно, из зверинца!» А я ликую. Нет его - ига! От радости себя не помня, скакал, индейцем свадебным прыгал, так было весело, было легко мне.
Проснулась ночью. Ты дышал так ровно. В ногах дремала кошка, В кухне – мышь. Калачиком свернувшись, спал малыш…. И стало так мучительно спокойно, Что захотелось счастью крикнуть: “Кыш!” Уйди на кухню, спрячься в мышью нору Сиди тихонько, после позову…. Но счастье засмеялось: “Не уйду. Я здесь. Ты спи. А я постерегу”.
Я люблю эту девочку в шарфике тонком, В красных варежках, взятых у зорьки взаймы, Что явилась сияющим гадким утенком Ни с того ни с сего посредине зимы.
Я люблю эту женщину, ту, что проснулась И открыла нежданно мне глаз глубину, Ту, чья нежная и беспощадная юность Молодит и торопит мою седину.
Мы смеемся, бежим, окликая друг друга, Друг от друга почти ничего не тая. По снегам и болотам Полярного круга Разнеслась лебединая песня моя.
Время бьет каблуками в пружинистый камень, Самолеты взвиваются, небо смоля.... ...Ну и что же, любимая, если земля Потихоньку горит у меня под ногами?
Римма Казакова советская и российская поэтесса, автор многих популярных песен 27 января 1932 - 80 лет назад — 19 мая 2008 - 4 года назад
Римма Фёдоровна Казакова родилась в Севастополе, в семье военнослужащего 27 января 1932 года. После окончания школы поступила на исторический факультет Ленинградского университета, который окончила в 1954 году.
Семь лет Римма Казакова жила в Хабаровске, работала на студии кинохроники редактором, а также лектором и преподавателем. В Хабаровске и вышел ее первый стихотворный сборник «Встретимся на Востоке» (1958). После переезда в Москву Казакова переводила стихи народов СССР на русский язык с абхазского, кабардинского, узбекского, каракалпакского, таджикского, азербайджанского. Много ездила по стране с выступлениями.
Римму Казакову по праву можно причислить к поколению знаменитых шестидесятников наряду с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским, Рождественским, Ахмадулиной.
В 1960-1980-х годах вышли сборники ее стихотворений «В тайге не плачут», «Помню», «Набело», «Русло», «Страна любовь», «Пробный камень», «Сойди с холма» и другие.
Главными мотивами стихов Казаковой являются любовь, дружба, верность, материнство, социальная тема. На стихи Риммы Казаковой написано немало популярных песен: «Мадонна», «Ненаглядный мой», «Ариадна», «Ты меня любишь», «Нет пути назад».
Она работала с А.Пахмутовой, В.Шаинским, И.Крутым и другими известными композиторами. Первая песня – «Ненаглядный мой» появилась как стихи в журнале «Юность», его прочитала А.Пахмутова – и родилась песня. Песни на стихи Казаковой пели Серов, Аллегрова, Пугачева, Лещенко, Киркоров, Распутина... Почти у каждой звезды в репертуаре были песни со словами Риммы Казаковой.
Но она еще успевала заниматься и общественной деятельностью. Пять лет проработала Римма Казакова на посту секретаря Правления Союза писателей СССР, организовывала повсеместные Пушкинские праздники поэзии, Дни литературы разных народов, способствовала возрождению поэтических вечеров в Политехническом музее.
Скончалась поэтесса 19 мая 2008 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.
* * * Постарею, побелею, как земля зимой. Я тобой переболею, ненаглядный мой.
Я тобой перетоскую,- переворошу, по тебе перетолкую, что в себе ношу.
До небес и бездн достану, время торопя. И совсем твоею стану - только без тебя.
Мой товарищ стародавний, суд мой и судьба, я тобой перестрадаю, чтоб найти себя.
Я узнаю цену раю, ад вкусив в раю. Я тобой переиграю молодость свою.
Переходы, перегрузки, долгий путь домой... Вспоминай меня без грусти, ненаглядный мой.
* * *
Люби меня! Застенчиво, боязно люби, словно мы повенчаны богом и людьми...
Люби меня уверенно, чини разбой — схвачена, уведена, украдена тобой!
Люби меня бесстрашно, грубо, зло. Крути меня бесстрастно, как весло...
Люби меня по-отчески, воспитывай, лепи,— как в хорошем очерке, правильно люби...
Люби совсем неправильно, непедагогично, нецеленаправленно, нелогично...
Люби дремуче, вечно, противоречиво... Буду эхом, вещью, судомойкой, чтивом,
подушкой под локоть, скамейкой в тени... Захотел потрогать — руку протяни!
Буду королевой — ниже спину, раб! Буду каравеллой: в море! Убран трап...
Яблонькой-дичонком с терпкостью ветвей... Твоей девчонкой. Женщиной твоей.
Вот такие дела. Вот такие забавы. Вот такая мне к празднику выпала честь: Бездна лести, лукавства, Любови и лавы, Бездна муки, мороки, метанья и… месть!
О, сладка! О, жестока! О небо морей! В наслаждении тает остаток безумья, Я шагну в пустоту и шагну без раздумья, Упаду, разобьюсь, не найдете костей.
Ничего мне мой мир от тебя не оставит Ничего –лишь печеньем сухим на полу Я однажды увижу, нагнусь, подниму Твое фото где ты –словно вылит из стали.
Теплота и объятья, обрывы пространств, Перерывы в словах и тугие печали, Вдруг нахлынут, подхватят и в звездные дали Унесут, все иное разрушив и смяв.
Кто я? Где я? В каких закоулках? Что тогда? Чем закончу? Что будет со мной? Только ночь… мне пора возвращаться домой. Только тени скользят по немым переулкам..
Вновь домой, я иду по сырому асфальту, Звонко щелкают камень мои каблучки Снова нервы в тугие свернулись пучки Снова небо разложится в дробную смальту.
Как глупцы, что идут на гравюре Дюрера, - В переходе поют про слепую любовь, Все о тех, у кого разгорается вновь, Все о тех, кто поэтому вызван к барьеру.
Не идёт мне то впрок, что пережила: Я смеюсь и грущу над такими бездумно, Только знаю, что буду метаться безумно И любить буду, если останусь жива. Вот за что я не люблю утро - это за то, что оно приходит, когда я сплю
Ты снова лжешь, А я терплю и плачу По ночам не приходишь домой Я себе говорю, что ты любишь, Что мы две половинки с тобой Снова пьян и лежишь на подушке Я сижу и смотрю на тебя Ты опять пришел от подружки? На рубашке помада чья? Надоело! Охота покоя! Разведусь!-себе говорю Ты обнимешь, меня успокоишь И я снова с тобою живу
*** У каждого ссоры бывают Такая случилась у нас, Со временем все забывают Но мне не забыть тот час. Тот час, расставанья и слезы И боль обиды в душе, Нет, то забыть не возможно Любовь еще живет во мне Подруги твердят- забудешь, Родители это-пройдет, Знакомые-счастья не будет Он снова от тебя уйдет Разбитую чашу не склеишь Мне повторяют друзья, Но я все ровно надеюсь, Что он еще любит меня.
***
Ты сказал не в твоем я вкусе? Как же так ничего не пойму? У меня так много других, Но тебя одного я люблю Ходят следом они за мной, Шоколадки приносят, цветы Как же жалко мне дорогой Что приносят они, а не ты Говорят мне другие, люблю И целуют они меня Только я на них не смотрю Потому что люблю тебя
*** Увидел тебя с другим И слеза глаз коснулась невольно Понял я, останешься с ним Ну а я? Я уйду спокойно. Я не буду клясться в любви! Зачем эти клятвенные муки? Все ровно нам не избежать Этой печальной разлуки. Я страданья и боль перенес, Не излечимы глубокие раны. Но что видел, увы, не забыл Грузом тяжким упал в душу камень Да увидел тебя потом Из души рвалась всякая грязь Мне хотелось крикнуть тебе: -Ты настоящая мразь! Но сдержал я в себе порыв Закрыв сердцем тяжелый засов И сказал тебе тихо: -Привет!Вот и встретились вновь.