Переговоры с пиратами, захватившими ледовый буксир «Свицер Корсаков», зашли в тупик. Вчера американские корабли обстреляли лодки захватчиков, но тем удалось скрыться. На борту захваченного судна остаются шесть моряков из России. У берегов Сомали американские корабли открыли огонь по пиратам, которые уже почти две недели удерживают в заложниках судно «Свицер Корсаков», сообщает во вторник южноафриканское телевидение. По сообщениям представителей местных властей в Сомали, «жертв в результате обстрелов нет, пиратам удалось скрыться». По предположениям официальных лиц, все члены экипажа – британский капитан, инженер-ирландец и шесть моряков – граждан России – не пострадали. Дениз Гарсиа, представитель Пятого флота ВМС США в Бахрейне, который контролирует район Сомали, в свою очередь, сообщила, что ничего не знает об обстреле. «У нас есть корабли, которые наблюдают за захваченным судном с 4 февраля», – отметила она. В свою очередь, директор Программы по содействию восточноафриканским морским перевозчикам Эндрю Мвангура подтвердил, что американский военный корабль накануне вечером обстрелял пиратские лодки, окружившие буксир. «О пострадавших и жертвах нам пока ничего не известно», – сказал он. Командование американских ВМС отказалось комментировать факт обстрела пиратов, но при этом их представитель уточнил, что корабли США в регионе осуществляют мониторинг ситуации с захваченным буксиром. Напомним, ледовый буксир, на борту которого находятся четверо граждан России, пираты захватили днем 1 февраля. Как стало известно в воскресенье, судно «Свицер Корсаков» следовало по маршруту Санкт-Петербург – Сингапур – Сахалин для работы на шельфовом проекте «Сахалин-2». «В пятницу в 13.17 из района полуострова Сомали, Аденский залив, был получен сигнал о захвате судна, поданный экипажем многоцелевого ледового буксира», – сообщили «Интерфаксу» источники в портовых структурах Сахалина. В момент захвата на борту «Свицера Корсакова» находились двое граждан Великобритании (капитан судна и старший механик), а также четверо граждан России (мастер, второй механик и два матроса) – Николай Березовский, Алексей Личкунов, Петр Симочкин, Евгений Комков. Их имена со ссылкой на представителя компании-судовладельца сообщил РИА «Новости» дежурный капитан Сахалинского спасательного подцентра. Само судно было зарегистрировано под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. Рядом с буксиром следовало другое аналогичное судно – «Свицер Буссе». На него и поступил сигнал тревоги о захвате первого буксира. Далее по цепочке были оповещены представители компании «Свицер Сахалин» (оба судна должны были подключиться к проекту «Сахалин-2») и соответствующие российские службы. Связь с экипажем после нападения пиратов прервалась. Как именно происходил захват и почему преступники не тронули второе судно – неизвестно. Приборы слежения показали, что пираты изменили курс следования буксира и погнали его на юг, в район экватора – вдоль побережья государства Сомали в район морского порта Могадишо. Позднее капитану захваченного буксира, зафрахтованного компанией «Сахалин Энерджи», удалось сделать единственный звонок, сообщили «Интерфаксу» источники в сахалинских портовых службах. По их данным, капитан, британский подданный, позвонил в центральный офис компании – владельца судна в Копенгагене и сообщил, что все шесть членов экипажа, включая четырех граждан России, находятся на борту судна и чувствуют себя хорошо. Подробности захвата судна капитан не рассказал, связь длилась две минуты. В этот момент данные спутниковой навигации показали, что буксир находится в Аденском заливе, в районе острова Сокотра. Сначала поступили данные о том, что захваченное судно прибыло в воскресенье в 9.00 мск в порт Могадишо. Но позднее из Владивостокского морского спасательно-координационного центра пришла информация о том, что захваченный пиратами буксир приведен в одну из бухт на побережье Сомали, в районе мыса Гвардафуй. Пираты бросили якорь, но требований никаких выдвигать не стали. «До настоящего времени захватчики никаких требований не предъявляли. Угрозы жизни экипажа нет. Все необходимое для нормальной жизнедеятельности на борту судна имеется», – сообщил дежурный капитан РИА «Новости». По его словам, компания – владелец российского буксира «Свицер Корсаков» приступила к переговорам с пиратами. Через посредника она занимается выяснением дальнейшей судьбы судна и экипажа. Переговоры продолжаются до сих пор. Никаких подробностей пока не сообщается – моряки опасаются, что огласка испортит спасательную операцию. Известно только, что владельцы судна «Свицер Корсаков» попросили помощи у некой английской компании, «имеющей опыт урегулирования подобных конфликтов». Об этом РИА «Новости» сообщил представитель МИДа в Южно-Сахалинске Владимир Носов. «В настоящее время английская компания ведет переговоры с захватчиками судна, а мы ждем результатов от этих переговоров», – сказал Носов. При этом он не стал уточнять название британской компании. По словам представителя внешнеполитического ведомства, все российские члены экипажа буксира - жители Сахалинской области. Их родственники в МИД РФ не обращались, но контактируют со специалистами компании «Свицер Вайсмюллер Сахалин ЛТД», нанятой для транспортировки судов до Сахалина и их дальнейшего обслуживания. Тем временем ВМФ России оповестил корабли флота НАТО о захвате буксира «Свицер Корсаков». Нападение произошло в Индийском океане – в зоне патрулирования судов ВМФ стран – членов альянса. В частности, у берегов Сомали постоянно курсируют американские военно-морские корабли. Как сообщил РИА «Новости» помощник главкома ВМФ капитан первого ранга Игорь Дыгало, кораблей ВМФ России в районе захвата буксира нет. «Однако в этом районе экипажу буксира может оказать помощь корабль любой страны, находящийся поблизости», – сказал Дыгало. Он напомнил, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 года определяет, что государства должны вести борьбу с пиратством. «Этой же конвенцией предусмотрено право каждого военного корабля захватывать судна пиратов», – отметил помощник главкома. Кроме того, Дыгало заявил, что участившиеся пиратские нападения на российские суда подтверждают необходимость присутствия в Мировом океане боевых кораблей ВМФ России. «Участившиеся факты пиратских нападений на российские и иностранные суда подтверждают правильность курса военного руководства РФ и главного штаба ВМФ на возобновление присутствия российских боевых кораблей во всех регионах Мирового океана, особенно в районах интенсивного рыболовства и судоходства», – цитирует РИА «Новости» заявление Дыгало. Ранее корабельная ударная группа ВМФ завершила поход в Атлантический океан и Средиземное море, начавшийся в декабре прошлого года. Прибрежные воды Сомали являются зоной повышенной активности пиратов, сообщил РИА «Новости» в понедельник президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский. «Африка, в особенности воды Сомали, – один из самых опасных для судоходства районов в мире. Пиратские нападения происходят здесь чуть ли не каждый день, просто не каждое из них заканчивается захватом судна и экипажа», – сказал эксперт. По его словам, пираты в этом районе Мирового океана достаточно редко захватывают суда. Чаще всего они проникают на борт и похищают ценные вещи, часть груза или судовую кассу. Буксир «Свицер Корсаков», вероятнее всего, был захвачен с целью выкупа, поскольку никаких грузов не перевозил, считают эксперты. «Обычно в таких случаях компании-судовладельцу удается договориться с пиратами, поэтому существует очень большой шанс, что ситуация с захватом разрешится благополучно», – пояснил собеседник агентства. Осичанский отметил, что морское пиратство остается бичом современного мореплавания. Особенно опасно судоходство у берегов Африки, Юго-Восточной Азии и западного побережья Латинской Америки. «Очень активно пираты действуют в прибрежных водах Индонезии и Малайзии, Малаккском и Сингапурском проливе», – добавил он. Напомним, что в Восточно-Китайском море до сих пор не найден пропавший две недели назад сухогруз «Капитан Усков». Грузовой теплоход под флагом Камбоджи вышел 15 января 2008 года из порта Находка в Гонконг. Судно находится в пользовании ООО «Гермес» из города Советская Гавань Хабаровского края, его экипаж состоит из 17 российских моряков. Сухогруз перевозил 4,5 тонны металла. В порт назначения в положенное время – 24 января – теплоход не прибыл, последний сеанс радиосвязи с берегом был 20 января. Приморский следственный отдел Дальневосточного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ на транспорте возбудил уголовное дело по факту исчезновения сухогруза. Морские эксперты высказывают разные версии загадочного исчезновения судна. Наиболее вероятные из них – затопление корабля из-за смещения груза во время шторма и нападение пиратов.
|