По всей видимости, железнодорожникам изрядно надоели постоянные пробки на подходах к портам. В ближайшие семь лет «Российские железные дороги» (РЖД) вложат в развитие предпортовой инфраструктуры 1,36 трлн руб. — почти в 10 раз больше, чем было направлено на эти цели за последние несколько лет. В частности, почти 60 млрд руб. будет инвестировано в развитие портов Ванино и Советская Гавань. Не исключено, что серьезные инвестиции железнодорожников могут привлечь туда и других инвесторов — о строительстве там завода уже давно подумывает объединенная компания «Российский алюминий». Как сообщил вчера советник президента РЖД Вячеслав Рукша, необходимые инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры подходов к портам РФ до 2015 года составляют 1,36 трлн руб., передает Прайм-ТАСС. Это почти в 10 раз больше инвестиций последних лет, когда РЖД направило на строительство железнодорожных подходов к портам 150 млрд руб. По словам Вячеслава Рукши, 797,9 млрд руб. планируется вложить в усиление железнодорожной инфраструктуры к южным портам, 357,9 млрд руб. — к портам северо-запада и 202,2 млрд руб. — к дальневосточным портам. «Взаимодействие железной дороги и морских портов остается одной из давних и пока нерешенных проблем. Многочисленные простои эшелонов, несоблюдения сроков поставок, скорости погрузки продолжаются из года в год, — говорит РБК daily вице-президент Евроазиатского транспортного союза Юрий Щербанин. — Но инвестирование в подходы к портам, возможно, и сдвинет ситуацию с места». Первые примеры такой работы уже есть. «Совместно с Минтрансом и РЖД Новороссийский морской торговый порт (НМТП) работает над проектом комплексного развития новороссийского транспортного узла, — рассказал РБК daily первый замгендиректора НМТП Дмитрий Болотов. — В рамках данного проекта РЖД осуществляет работу по строительству железнодорожного терминала в районе станции Крымская и развитию железнодорожной станции Новороссийск с увеличением мощности станции до 60 млн т в год по сравнению с 30 млн т сегодня». Особые планы у железнодорожников на Дальнем Востоке. Как сообщили РБК daily в пресс-службе РЖД, в этом году компания начинает реализацию инвестпроекта по комплексной реконструкции железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань для обеспечения перевозки возрастающих объемов грузов к портам Ванино и Советская Гавань. Суммарная стоимость проекта, который должен быть реализован к 2013 году, оценивается в 59,8 млрд руб. Что интересно, портом Ванино интересуются не только железнодорожники. На днях на экономическом совете при губернаторе Хабаровского края состоялось обсуждение концепции разработки нового международного транспортного коридора Харбин — Большой Уссурийский остров — Ванино стоимостью 7 млрд руб. Порту Ванино в этом проекте отводится особое значение. По словам директора Дальневосточного НИИ рынка Вадима Заусаева, он может стать мощной точкой роста при условии его специализации на контейнерных перевозках. В прошлом году грузооборот порта составил 6,48 млн т, контейнерооборот — 25,5 тыс. TEU, но уже к 2010 году его предполагается увеличить в два раза. Впрочем, по мнению экспертов, рассчитывать на серьезный поток контейнерных грузов Ванино не стоит. «Любая идея создания транзита через российские порты с использованием несуществующих (а в будущем очень дорогих) мощностей российских портов опасна, — говорит РБК daily руководитель агентства InfraNews Алексей Безбородов. — При любых инвестициях российская транспортная инфраструктура не сможет догнать в развитии китайскую». Однако даже в условиях конкуренции с высокотехнологичными китайскими портами у Ванино есть шанс. О возможности размещения в порту Ванино нового алюминиевого завода мощностью 600 тыс. т уже заявляла объединенная компания «Российский алюминий». Мало того, в компании не исключали и создания там обрабатывающих производств. Не исключено, что при условии серьезных вложений РЖД в предпортовую инфраструктуру решение о строительстве завода будет принято быстрее. Самый мощный на востоке страны угольный терминал производительностью 12 млн т в год и проектной стоимостью свыше 200 млн руб. уже строит в Ванино СУЭК ЕВГЕНИЯ ГАВРИЛЮК для Dow Jones&Company
|