Советская Гавань стала единственным на Дальнем Востоке победителем конкурса на создание портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Напомним, что конкурс проводился правительством РФ. Решающими аргументами в пользу порта на побережье Татарского пролива, позволившими ему обойти таких серьезных конкурентов, как порты Восточный и Петропавловск-Камчатский, стали производственная направленность и удобное географическое положение, а также имеющаяся инфраструктурная основа. Заявку на участие в конкурсе готовила созданная распоряжением губернатора края Виктора Ишаева рабочая группа под руководством первого заместителя председателя краевого правительства по экономическим вопросам Геннадия Апанасенко, в которую вошли представители краевого правительства, администрации Советско-Гаванского района и консалтинговая компания ООО «ФОК». ПОЭЗ предполагается разместить на восточном берегу залива Советская Гавань, на участке от мыса Вячеслава на севере до мыса Марии на юге. - Выгоды от создания особой экономической зоны именно в Советской Гавани очевидны, - говорит глава Советско-Гаванского района Сергей Луговской. - Это даст мощный импульс развитию транзитного коридора «Восток - Запад» в рамках реализации транспортной стратегии России, позволит осуществить комплексное освоение Байкало-Амурской магистрали. Создание ПОЭЗ даст возможность возродить судоремонтную и рыбную отрасли, обеспечит альтернативный транспортный маршрут на востоке России, благоприятный социально-экономический эффект для края и стремительное развитие района и города... Более того, создаваемая ПОЭЗ имеет огромный потенциал для расширения, поскольку текущий уровень инженерного освоения берега составляет лишь четыре процента. По основной площади залива Советская Гавань глубины достигают 28 метров и более. Уже сегодня имеющиеся причалы и глубоководная пристань позволяют заходить в порт судам водоизмещением до 50 тысяч тонн. По оценкам специалистов, при развитии портовой инфраструктуры и возведении новых причальных мощностей здесь смогут принимать океанские гиганты дедвейтом до 300 000 тонн. Согласно заключению экспертов, залив по своему географическому положению, метеорологическим и климатическим условиям является единственным убежищем в Татарском проливе для судов при всех направлениях ветра. А при организации транзита «Запад России - Сибирь - Север Тихоокеанского побережья США» формируются очевидные выгоды, дающие экономию в расстояниях более 1000 километров при сочетании морского и железнодорожного маршрутов. На территории ПОЭЗ предусмотрен особый режим предпринимательской деятельности, включающий налоговые и таможенные преференции для резидентов. Такие зоны еще называют «раем» для инвесторов. Поскольку государство берет на себя часть финансирования строительства всей инфраструктуры, прилегающей к объектам, которые будут здесь созданы. Так, по словам главы Советско-Гаванского района Сергея Луговского, затраты, например, ООО «Ариком» (основного инвестора Советско-Гаванской ПОЭЗ), которое намерено построить на мысе Марии железно-рудный терминал, сократятся приблизительно на 20 процентов. В рамках создания в Советской Гавани особой экономической зоны будет подписано трехстороннее соглашение между правительством России, правительством края и администрацией Советско-Гаванского района. Соответственно, вложения федерального бюджета составят около 7 миллиардов рублей, краевого - 1 миллиард, районного - 300 миллионов. Более 80 миллиардов рублей готовы вложить официальные резиденты зоны - предприятия-инвесторы. Сегодня в Советской Гавани созданы все условия для создания особой экономической зоны. Имеется не только удобный порт, но, что немаловажно, аэропорт. Который, к слову, был буквально возрожден после многолетнего простоя стараниями районной администрации. По словам главы района, в настоящее время в рамках постановления правительства РФ «Об обслуживании федеральных взлетных полос» удалось получить финансирование из бюджета, что позволяет поддерживать аэропорт в рабочем состоянии. Таким образом планы у Советской Гавани на ближайшее будущее более чем грандиозные. Это и создание мощного экспортно-импортного и транзитного глубоководного порта. И формирование центра дальневосточного судоремонта, что даст возможность нашим судам не уходить в ремонт на верфи Китая и Кореи. И создание крупного рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего комплекса. Ольга ДЕМИДЕНКО По материалам газеты "Тихоокеанская звезда"
|