682800, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Советская, 24.
e-mail:
osa@sovg.ru,
shnn@sovg.ru,
отдел рекламы kag@sovg.ru
Тел./факс:
(42138)45-777,4-87-87, +7-914-188-4848.
Первого сентября в школу №90 поселка Октябрьский Ванинского района помимо первоклассников поступили одиннадцать новых учеников. Объединяет их лишь то, что все они были переведены из уська-орочской школы-интерната. Правда, такой перевод правильнее было бы назвать эвакуацией.
Об уська-орочской школе-интернате «Тихоокеанская звезда» писала в 2004 году (№66 от 10 апреля «Воровской «общак» взял шефство над образцовой школой-интернатом»).
Семь десятилетий назад Советская власть построила в селе Уська-Орочская школу-интернат для детей коренных жителей здешних мест - орочей. Тогда такое решение было вполне оправданным: детвора проводила в интернате всю рабочую неделю, а на выходные отправлялась в семьи.
Но постепенно почти исчезли исконные промыслы, исчез национальный колхоз. Зато сирот (еще одна примета времени) в районе становилось все больше. А поскольку мест в единственном тогда на побережье детском доме в Советской Гавани уже не хватало, сирот стали отправлять в Уська-Орочскую.
До поры до времени интернат ничем особенным не выделялся. Однако в 2000 году о нем заговорили, что называется, везде и сразу. Официально сообщалось следующее: коллектив школы-интерната под руководством директора Н.Ф. Абрамовой в сотрудничестве с учеными Хабаровского государственного педагогического университета разработал педагогический проект «Галакта», что в переводе с орочского означает «поиск». Проект был рассчитан на десять лет и включал семь специальных программ. Мы не будем подробно останавливаться на особенностях проекта, скажем лишь, что для его реализации выделялись нешуточные деньги, издавались красочные брошюры, проводились различные презентации...
Первый «гром» грянул в апреле 2004 года. Тогда бесконечные побеги воспитанников интерната, находивших приют в Ванинском реабилитационном центре, привлекли внимание общественности. На фоне шокирующих фактов, получивших широкую огласку, блеск «мегапроекта» «Галакта» изрядно померк.
Выяснилось, что сироты практически в одиночку отражали «наезды» местной уголовной шпаны. Детей вынуждали воровать, заниматься проституцией, отбирали вещи, деньги, продукты. За неповиновение жестоко избивали, угрожали сексуальным насилием.
После публикации в «Тихоокеанской звезде» в интернат приезжали различные комиссии. О результатах их работы не сообщалось, но это как раз понятно: детский дом - территория особенная, лишний раз накалять обстановку вокруг него вряд ли нужно. Казалось, руководство интерната урок усвоило. Но, как выяснилось, это лишь казалось.
В июле нынешнего года об интернате заговорили вновь. Поводом послужила трагедия, разыгравшаяся в ночь на 28 июля: во время дискотеки, посвященной Дню молодежи, был убит подросток («Тихоокеанская звезда» от 31 июля
2008 г. «Возмущенная общественность» требует...»). Но этот случай, как выяснилось, к истории, о которой пойдет речь, отношения не имеет.
И все же ночная драма в глухом таежном селе стала катализатором очередного скандала, связанного опять же... со школой-интернатом.
В некоторых местных и краевых СМИ прошла целая серия публикаций, в которых руководство интерната, анализируя ситуацию, едва ли не прямо обвиняет коллектив сельского клуба и поселенческую администрацию в случившемся. Одно из писем, подписанное педагогами и работниками интерната, пришло и в нашу редакцию.
Вот что писали: «Каждую неделю село отражает атаки молодежи со всего района - дискотека!» «Школа-интернат - учреждение общественного воспитания, работать в которой труднее и сложнее, чем в общеобразовательной школе. Наши воспитанники - дети-сироты и социальные сироты, которые очень подвержены влиянию криминальной молодежи, которая регулярно приезжает в село повеселиться».
Далее следует список сирот, которые за различные правонарушения, а точнее преступления либо находятся под следствием, либо осуждены. Жалобы были разосланы во все инстанции.
Вину за все вопиющие факты коллектив школы возлагал почему-то на сельский клуб. Что, признаться, лично меня сразу насторожило: в 2004 году тоже ведь имели место и преступления, и правонарушения, совершаемые воспитанниками интерната. Но тогда в колокола никто не бил...
В Уська-Орочскую вновь поехали комиссии: из УВД края, из районной администрации, из краевых министерств - образования и культуры.
Детально изучив обстановку и в интернате, и в сельском клубе, и, собственно, в самом селе, комиссии пришли к совсем иным выводам. Так, никаких нарушений в работе клуба, о которых шла речь в многочисленных письмах и публикациях, комиссии не выявили. По решению УВД края в село был назначен участковый, задачей которого (а не работников культуры) является обеспечение порядка.
А вот результаты служебного расследования, проведенного комиссией краевого министерства образования, заслуживают особого внимания. Вот что следует из документа «О результатах расследования обращения коллектива Дома культуры села Уська-Орочская», подписанного министром образования Хабаровского края А.А. Базилевским и адресованного главе Ванинского района Н.С. Ожаровскому:
«…Подтверждены факты, что директором школы-интерната Абрамовой Н.Ф. допускаются серьезные нарушения по всем направлениям деятельности: финансовой дисциплине, организации учебного процесса, воспитательной работе с учащимися.
Вместе с тем, к должностным лицам школы-интерната не приняты меры дисциплинарного воздействия».
Это неполный текст документа, но и он, пожалуй, дает представление о том, что на самом деле происходит в сельском интернате.
Впрочем, о непонятной войне, которую ведет против местного клуба руководство детского дома, свидетельствуют письма сотрудников клуба, жителей села, пришедшие в редакцию «Тихоокеанской звезды».
Вот что пишут: «В Доме культуры работает танцевальный кружок. Мы с осторожностью принимаем в него детей-сирот из интерната: администрация школы не приветствует занятия детей в ДК. Так, например, в прошлом году был случай с Кирилловой Леной (фамилия изменена. - О.Д.): после репетиции танцевального кружка девочка немного опоздала. Ее лишили ужина. В прошлом же году танцевальный коллектив ДК принимал участие в районном конкурсе хореографического танца. Среди участниц были и воспитанницы интерната. После конкурса дети-сироты должны были получить в интернате положенный им продуктовый паек. Но им отказали в пайке, заявив: «Клуб вас везет, вот пусть он вас и кормит».
Дальше приводятся факты и вовсе уж «запредельные»: «Дети-сироты попрошайничают у магазинов, а на вырученные деньги приобретают пиво. Сироты собирают металлолом, сдают его приемщикам металла, браконьерничают, продают рыбу и икру на станции, на вырученные деньги покупают спиртное. Всю зиму воспитанники интерната находились в кочегарке, где играли в карты и распивали спиртное. Девочка-сирота, воспитанница интерната, безнадзорно бродившая по селу, пошла к реке и утонула. Дети предоставлены сами себе».
Большие претензии у жителей села и к образовательному процессу в школе-интернате. Вот фрагмент из другого письма: «Конечно, есть прекрасные педагоги, перед которыми хочется преклонить колени. Но что можно сказать об учителе, который на уроке рассказывает о том, сколько у него денег, какая в доме прекрасная мебель (все это рассказывается сиротам, у которых, собственно, и дома-то нет. - О.Д.). Есть учитель, на уроке которого дети играют в карты. Всему селу известно, как в школе, на виду у учеников, пышно отмечаются дни рождения педагогов! В спортзале отмечали свадьбу племянника директора школы, а обслуживали банкет в качестве официанток воспитанницы интерната».
Директору октябрьской школы №90 Ольге Васильевне Валовой не привыкать работать с воспитанниками детского дома: здесь же, в поселке, расположен еще один детский дом - «Родничок» (там теперь проживают ребята из Уська-Орочской. - О.Д.). Бывает всякое. Бывает трудно. Но одиннадцать подростков, «эвакуированных» из Уська-Орочской, вызывают у директора школы серьезную тревогу. Валова, как любой директор любой школы, очень осторожна, давая оценки ученикам в беседе с журналистом. Но и она не может сдержать эмоций:
- Я пока не могу судить об уровне знаний этих ребят, учебный год ведь только начался. Но... понимаете, дети абсолютно, то есть совсем, запущены! У них нет никакого понятия о дисциплине, они совершенно не в состоянии даже просто высидеть урок до конца. Могут плюнуть в учителя, кричат. Говорят, что хотят обратно в село. На вопрос «почему?» отвечают: нас, мол, там никто не «напрягал» с учебой. Я и мои коллеги вынуждены сегодня разрабатывать для каждого из этих детей индивидуальную программу адаптации...
Даже человеку, не имеющему специального педагогического образования, известно, что дети-сироты, даже те, кто провел детство в столичном образцово-показательном детском доме, очень тяжело адаптируются во взрослой жизни. Что уж говорить о ребятах, чье взросление проходило в таежной глуши, да еще и в таких, мягко говоря, «не совсем обычных» условиях? То, что одиннадцать воспитанников нашли пристанище в детском доме поселка Октябрьского, который в десяти минутах езды от районного центра, возможно, даст им шанс на лучшее будущее. Ну а как же остальные? Те, которые остались? По мнению многих, интернат необходимо переводить в Ванино. Во избежание и очередных «звездных проектов», и прочих вышеописанных «прелестей».