К 25-26 августа во Владивостоке накопится более 100 тыс. тонн рыбы, которую нельзя отправить из-за отсутствия вагонов Небывалый улов лососевых на Дальнем Востоке в этом году превращается в небывалую проблему для рыбаков, которые не могут отправить свою продукцию в центральные регионы.
"К 25-26 августа во Владивостоке сконцентрируется более 100 тыс. тонн первосортной рыбы, однако для ее отправки в центральные регионы не хватает изотермических вагонов", - заявил "Интерфаксу" член общественного совета при Росрыболовстве, вице-президент ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Дмитрий Дремлюга.
По его словам, заявление РЖД о том, что "проблема состоит не в нехватке рефрижераторного подвижного состава, а в неправильном планировании отправления рыбы, поскольку подача подвижного состава производится в строгом соответствии с заявками клиентов", не соответствует действительности, поскольку именно сейчас в "Дальрыбпорту" лежат невыполненные заявки на отправку десятков вагонов, а у причалов портов стоят суда с более 20 тыс. тонн рыбы. На Дальнем Востоке не хватает холодильных мощностей, чтобы сохранить рекордные выловы лосося в этом году.
О том, что лососевая путина будет рекордной, знали заранее. "Еще весной наука Росрыболовства неоднократно заявляла, что ситуация в этом году будет неординарная, что ожидаются массовые подходы рыбы, - заявил Д.Дремлюга. - К сожалению, призыв заблаговременно подготовиться к небывалому потоку рыбы не был услышан в РЖД, железная дорога и сейчас работает в своем обычном режиме".
По данным на 21 августа, уже добыто более 400 тыс. тонн лосося. Закупочные цены на эту деликатесную рыбу упали до 25-30 рублей за килограмм. "А на Сахалине вообще ее закупают уже по 10 рублей за килограмм", - отметил Д.Дремлюга. В то же время в центральных регионах России в продаже нет горбуши. В Москве один килограмм этой рыбы, пойманной в самом начале путины, стоит от 150 до 200 рублей за килограмм.
Как считает вице-президент ассоциации, проект РЖД по перевозке рыбы в вагонах-термосах "ускоренных" поездов из-за плохой организации оказался дорогим и малоэффективным. "Три недели потребовалось, чтобы отправить первый ускоренный поезд, из 37 запланированных вагонов отправили только 15, - сообщил он. - К тому же неудачно была выбрана и станция назначения для "ускоренного" поезда - на ней не было условий для выгрузки рыбопродукции. Эти условия были рядом, в 8-14 километрах, но туда тянуть состав железнодорожники не захотели". При этом провозные платежи одного вагона в "ускоренном" составе выросли со 103 тыс. рублей до более чем 400 тыс. рублей, отметил он.
По словам вице-президента ассоциации, тенденция снижения поставок рыбопродукции на российский рынок сохраняется на протяжении последних трех лет. Нехватка рефрижераторных вагонов делает отправку выловленной рыбы из дальневосточных портов в центральные регионы России проблематичной. В таких условиях значительная часть улова "уплывает" в другие страны.
В первом полугодии компания "Дальрыбпорт", объединяющая три незамерзающих специализированных рыбных порта, выгрузила на 20 тыс. тонн рыбопродукции меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Основной поток рыбы пошел за границу - в Китай и Корею. "Причем речь не только о лососе, из-за этой проблемы страна практически осталась без минтая, который почти полностью был экспортирован нашим восточным соседям", - заявил Д.Дремлюга.