Здесь возникают основы новой цивилизации В 1990-е годы о состоянии России и особенно её экономики принято было говорить в мрачных тонах; текущие репортажи напоминали картину из пушкинской «Русалки»: «Вот мельница! – она уж развалилась, // Весёлый шум колёс её умолкнул…» И действительно, остановившиеся заводы, целые города, охваченные безработицей, развалившиеся колхозы, заросшие кустарником поля – были повсеместными свидетельствами провала либеральных реформ, приведших к коллапсу экономики и социальной жизни огромного государства. Но если по всей России «реформы» обернулись разрухой, то Дальний Восток они вообще превратили в край, стремительно теряющий население и превращающийся в пустыню. На эту богатейшую землю налетела свора оборотистых дельцов – местных, приехавших из Центра и из-за границы. Адмиралы продавали за рубеж океанские суда подчас по символической цене в один доллар (реальная цена оседала в карманах продавцов и посредников). Генералы, также за бесценок, сбывали за границу самолёты и вертолёты. Бизнесмены, купившие за копейки новенькие заводы, отправляли станки в Китай в качестве металлолома, а оставшееся без работы население растаскивало по кирпичику то, что оставалось от когда-то кормивших его предприятий. Рыбаки продавали пойманную рыбу, крабов и другие морепродукты в портах Японии и Южной Кореи. И в любой сфере деятельности заправляла своя мафия... Подлинному разграблению подверглись леса Дальнего Востока, в том числе заповедные кедровники. Львиная доля древесины в необработанном виде отправляется в Китай и частично в Японию. А России достаются «лунные пейзажи», в то время когда вдоль границы с китайской стороны стоят сотни лесопилок. В 1990-е годы и первые годы нового века Дальний Восток пустел и хирел, а приграничные китайские сёла, где перерабатывается российское сырьё, превращались в растущие города с населением в сотни тысяч жителей. Богатствами Дальнего Востока прирастала не Россия, а её соседи... Всеобъемлющая коррупция, казалось, парализовала все благие начинания, а те наши соотечественники, которые не желали мириться с бандитским и чиновничьим беспределом, часто становились жертвами криминальных группировок. Конечно, федеральное правительство принимало планы развития Дальневосточного региона, но оно либо не выделяло денег на их осуществление, либо эти деньги исчезали неизвестно куда. Те, кто имел возможность уехать отсюда «на материк» (или «на большую землю»), воспользовались этой возможностью, а на их место продолжали прибывать китайцы и корейцы. Оставшиеся россияне чувствовали себя брошенными властью, среди них зрели настроения в пользу образования Дальневосточной республики. Да и без того рост железнодорожных и авиационных тарифов сделал для большинства дальневосточников невозможным сообщение с центральными регионами страны. Местным жителям часто доступнее и торговать, и отдыхать, и приобретать жильё в Китае, чем в своей стране... Не какой-нибудь обыватель, а генерал Константин Пуликовский в бытность свою полномочным представителем президента в регионе заявил, что на Дальнем Востоке жить невозможно. Создавалось впечатление, что Дальний Восток не нужен России, что он ей в тягость. По крайней мере, в мире начинали привыкать к этой мысли. Но ведь, как известно, пустота рано или поздно заполняется, и желающих захватить эту богатую природными ресурсами территорию всегда было более чем достаточно... Какой контраст представляет нынешнее положение на Дальнем Востоке с тем, что довелось мне видеть в этом регионе в 1952-1953 годы! Тогда я работал в Дальневосточной экспедиции Академии наук СССР и не раз бывал в тамошних городах – от Благовещенска до Южно-Сахалинска. Везде кипела жизнь, велось строительство (в том числе секретного туннеля под Татарским проливом для соединения железных дорог Сахалина с общей железнодорожной сетью страны), люди жили с чувством уверенности в завтрашнем дне. И вот пришла такая разруха! Еще несколько лет назад казалось, что нет в стране силы, которая смогла бы переломить эту ситуацию. Но она нашлась. Нельзя сказать, чтобы сегодня в регионе жизнь полностью вошла в нормальное русло. Во многих местах процессы распада ещё продолжаются. Однако в последнее время в сообщениях с Дальнего Востока стали звучать оптимистические нотки. Недавно премьер Михаил Фрадков посетил все регионы Северо-Востока и Якутию, обсудил с местными властями планы развития этих территорий и обещал выделить деньги, необходимые для начала реализации масштабных планов. Так, инвестиции в развитие Чукотки (предполагается равное участие частного и государственного капитала) составят 106 млрд рублей; освоить их планируется до 2020 года. Глава правительства поручил Министерству природных ресурсов подготовить предложения по разработке в регионе таких полезных ископаемых как вольфрам, олово, ртуть и уран, а также оценить потенциал Чукотки относительно нефти и газа. Первый вице-премьер Сергей Иванов объехал весь юг Дальнего Востока вплоть до Курильских островов и твёрдо заявил, что развитие региона становится приоритетной задачей власти. И это не просто слова. За ними уже следуют конкретные дела. Спущен на воду новый военный корабль, способный нагнать любое браконьерское судно. Получили государственный заказ умиравшие авиационные заводы – в Арсеньеве (здесь производились знаменитые вертолёты «Чёрная акула») и в Комсомольске-на-Амуре (в этом городе на авиационном производственном объединении выпускались лучшие в мире истребители «СУ»; он определён еще и как место серийного производства истребителя пятого поколения; здесь же планируется наладить выпуск пассажирского самолёта нового типа – среднемагистрального лайнера). Полным ходом идёт прокладка (причём с обоих концов сразу) нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Ведётся, хотя и медленнее, чем хотелось бы, строительство автомобильной магистрали Чита – Хабаровск. После введения ее в эксплуатацию станет возможным проехать на машине от Бреста до Владивостока. Продолжается строительство железнодорожной Амуро-Якутской магистрали. На первом её участке уже открыто пассажирское движение, а в 2010 году пойдут поезда сообщением Москва – Якутск. Намечено строительство на Курильских островах современного аэропорта, а также морского порта, способного принимать крупнотоннажные суда – как грузовые, так и пассажирские. Положен конец хищническому хозяйствованию международного концерна по добыче газа и производству сжиженного природного газа в рамках проекта «Сахалин-2». Контрольный пакет акций концерна перешёл к «Газпрому». Создаются условия для полноценной эксплуатации Северного морского пути, который поможет поднять экономику Дальнего Востока и сможет составить конкуренцию другим путям сообщения между Юго-Восточной Азией и Европой. С этой целью, в частности, построен мощный атомный ледокол, который сможет резать трёхметровый лёд, как бумагу. Выдвинута идея создания на Дальнем Востоке для начала двух крупных городских агломераций. Михаил Фрадков предложил начать работы по расселению обитателей аварийного жилья именно с данного региона. И всё это – только начало. В чём же причина этих изменений к лучшему? В том, что власть, и прежде всего президент Владимир Путин, восстановив утраченную было систему управления в стране, осознали первостепенную значимость Дальнего Востока для самого существования России как независимого и процветающего государства. Глава государства уже несколько раз предупреждал: если не принять срочных мер для привлечения на Дальний Восток миллионов жителей из трудоизбыточных регионов страны, то мы скоро потеряем этот край, а его населению придётся учить китайский, корейский и японский языки. Но дело даже не только в такой новой постановке задачи, а ещё и в том, что именно на Дальнем Востоке зарождается новая стратегия экономического развития страны, намечаются контуры совершенно новой России. Более того – возникают основы новой цивилизации, потребность в которой особо ощущается в ХХI веке. Отмечу здесь лишь три основных направления, каждое из которых в дальнейшем потребует более подробного изложения. Во-первых, Россия поворачивается лицом к Азиатско-Тихоокеанскому региону, который, по мнению авторитетных экспертов, становится центром мировой деловой активности ХХI века. Еще когда-то Ленин говорил о Дальнем Востоке как крае далёком, но нашенском. Сегодня же Дальний Восток становится близким (к центру мирового развития), а Москва – как бы отдаленным от него. Не случайно очередной саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического союза в 2012 году намечено провести во Владивостоке. Конечно, в нынешнем состоянии этот город не сможет достойно принять десятки представительных делегаций. Владимир Путин, специально прилетавший во Владивосток в связи с предстоящим событием, обсудил планы реконструкции города – строительство нового аэропорта, гостиниц и множества других объектов, включая два уникальных моста, один из которых соединит остров Русский с материком. На эти цели намечено выделить 100 млрд. рублей из бюджета, к этому добавятся значительные частные инвестиции. Объявлен конкурс на генеральный план развития Владивостока. Во-вторых, именно в Дальневосточном регионе предполагается опробовать новый подход в деле привлечения частных капиталов, который может коренным образом изменить всю стратегию экономического развития России. Как заявил полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков, новая редакция федеральной целевой программы развития Дальнего Востока будет реализовываться на основе частно-государственного партнерства с привлечением ряда крупных российских и иностранных компаний. «Нами совместно с субъектами (Федерации. – Ред.) подготовлен перечень инвестиционных проектов, – говорил полпред. – Как нам представляется, при определенных условиях их финансирование могло бы лечь на плечи крупного бизнеса, компаний и фирм, способных инвестировать в выгодные проекты не миллионы, а миллиарды. По нашим подсчетам, реализация проектов, вошедших в этот, я бы сказал, золотой перечень, обеспечит увеличение валового регионального продукта на 5,7 трлн рублей”. Планируется строительство новых крупных предприятий по переработке нефти и газа, алюминиевого завода и металлургического комбината, новых автомобильных и железных дорог, модернизация аэропортов и морских портов. Ряд проектов связан со строительством нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Только ввод в строй 8 объектов – четырех комбинатов нефтепереработки и нефтехимии и четырех комбинатов газопереработки и газохимии – увеличит валовой региональный продукт на 1,5 трлн рублей. Инвестиционные проекты позволят поднять на ноги угольную отрасль, широко развернуть производство жизненно важной для региона продукции транспортного машиностроения… В-третьих, в России намечается коренная перестройка системы обеспечения страны электроэнергией, в частности, строительство десятков новых блоков АЭС. Значительная их часть будет размещена на Севере и Дальнем Востоке, где нет ограничений в использовании водных ресурсов, необходимых для охлаждения атомных реакторов. Начато строительство плавучих атомных станций, предназначенных именно для этих районов. Как показывают последние исследования специалистов, наличие дешёвой энергии позволит на севере Дальнего Востока развивать в колоссальных масштабах тепличное хозяйство. Здешние луга можно будет использовать как пастбища, служащие кормовой базой для молочного и мясного животноводства, в том числе и для производства деликатесной оленины, на которую существует громадный спрос как внутри страны, так и на мировом рынке. В-четвертых, Дальний Восток может стать не только житницей и промышленным сердцем России, но и школой разумной организации жизни, представляющей интерес для всего человечества. В Якутии уже началась работа по восстановлению системы хозяйства, основанной не на грубом покорении природы человеком, а на жизни и труде людей в обстановке гармонии с окружающей средой. Этот опыт имеет не только общероссийское, но и мировое значение. Впереди – грандиозные проекты планетарного масштаба. Назову хотя бы один из них – соединение железных дорог России и США. Для этого, согласно проработкам Министерства экономического развития и торговли РФ, потребуется постройка туннеля под Беринговым проливом. Американские специалисты считают более эффективным решением строительство моста через пролив (кроме железной дороги, по мосту предполагается проложить также нефте- и газопроводы). Стоимость проекта определена в 65 млрд долларов. Сумма немалая, но, как полагают в деловых кругах США, деньги на его реализацию найдутся. Рассматривается и вариант, предполагающий присоединение к этой сети железных дорог Японии. Впервые после 16 лет упадка у жителей Дальнего Востока появляются основания для веры в большое будущее региона… МИХАИЛ АНТОНОВ
|