Коренной москвич Дмитрий Масловский залив Советская Гавань впервые увидел не с воздуха, не со стороны железнодорожного вокзала, а с моря. Его, бывшего военного моряка, выпускника Ленинградского Высшего военно-морского училища имени Фрунзе, служившего в Благовещенске, учившегося в столичной академии и работавшего во Франции, открывшийся со стороны Татарского пролива залив покорил раз и навсегда своей неповторимой красотой, изящными изгибами мысов и бухт. С тех пор на Дальний Восток он летает по нескольку раз в год.
Нынешний визит Дмитрия Георгиевича Масловского в Советскую Гавань был приурочен к пятилетию закрытого акционерного общества «Советско-Гаванский морской торговый порт», генеральным директором которого он и является все эти годы.
ЗАО «СГ МТП», входящий в группу компаний «Петропавловск», является одним из основных кандидатов в резиденты портовой особой экономической зоны Советская Гавань. Но создавалось это предприятие еще до принятия федерального закона об особых экономических зонах. Тогда бизнесмены рассматривали возможности создания на базе двух совгаванских судоремонтных заводов – Северного и «Якоря», грузовых терминалов.
С точки зрения новичка в портовом бизнесе, каким был тогда Дмитрий Масловский, сразу стало понятно, что «Якорь» в грузовой терминал не превратить – отсутствие железнодорожной ветки и небольшие глубины не позволяют доставлять большие объемы грузов и заходить многотоннажным судам под погрузку. А вот на Северном заводе картина тогда была более благоприятной. Цеха можно было использовать под склады, причальные стенки и портальные краны – под погрузку, а грузы могли бы доставляться по заводской железнодорожной ветке. Но при более глубоком анализе оказалось, что цеха перепрофилировать под склады нельзя, что железную дорогу надо, по сути, прокладывать заново, а причальные стенки в связи с частой сменой хозяев предприятия, которым недосуг было заниматься их содержанием, достаточно износились.
Проектный институт, куда бизнесмены предоставили обоснование инвестиций, просчитал, что реконструировать бывший Северный завод и перепрофилировать его под грузовой терминал можно, но… Ученые настоятельно рекомендовали заняться строительством нового объекта, который будет дороже реконструкции на 400 миллионов рублей, в первую очередь по экологическим соображениям.
Во-первых, круглосуточно работающий порт - это довольно шумное предприятие, и уровень издаваемого шума, если учитывать близость жилых кварталов и рельеф местности, будет превышать все санитарные нормы. Во-вторых, бухта Окоча, даже при практически неработающем заводе, очень загрязнена и едва справляется с самоочисткой. А что будет с ней, если заводские причалы превратятся в круглосуточно работающий терминал?
К рекомендациям ученых бизнесмены прислушались, и было принято решение о строительстве на мысе Марии, напротив Северного завода, крупного терминала по перегрузке железорудных концентратов, который по объемам переработки этого продукта (7,12 миллионов тонн в год) должен стать уникальным в России. 30 августа 2005 года было зарегистрировано ЗАО «Советско-Гаванский морской торговый порт».
Пять лет работы – это некий рубеж, когда можно подвести первые итоги. Как отмечает генеральный директор Дмитрий Масловский, все пять лет ЗАО «СГ МТП» занимается весьма интересным проектом, но крупных свершений пока нет, только рутинная работа. За эти годы были и взлеты, были и падения, и период относительной стабильности. Через два года проект чуть было не закрыли ввиду невысокой рентабельности, но тут подоспела помощь в виде закона об особых экономических зонах. Когда Советская Гавань постановлением Правительства Российской Федерации была определена как территория создания первой в стране портовой особой экономической зоны, работа на предприятии оживилась. Но пионером всегда быть трудно, поэтому в ЗАО «СГ МТП» учатся исключительно на своих ошибках, потому, что чужие просто не наработаны.
Сотрудники «Советско-Гаванского морского торгового порта» пока накапливают информацию, обрабатывают ее, ведут подготовительный период, чтобы, когда придет час «Ч», ее просто достать из папок и применить в дело. Но когда же придет этот час «Ч», когда ЗАО «СГ МТП» станет не кандидатом, а резидентом портовой особой экономической зоны, когда ПОЭЗ в Советской Гавани начнут создавать не на словах, а на деле?
Дмитрий Масловский рассказал, что на данном этапе создан общественный орган – наблюдательный совет, куда вошли представители Минэкономразвития РФ, правительства Хабаровского края, Советско-Гаванского муниципального района. Обидно, отмечает Д.Масловский, что представителей Администрации города Советская Гавань в наблюдательном совете нет, хотя ПОЭЗ создается в черте города, меняет его инфраструктуру. Но таковы положения закона об особых экономических зонах… Технический исполнитель проекта – ОАО «ОЭЗ»- объявило конкурс на создание концепции зоны, чтобы понять, что получится в итоге реализации проекта в жизнь.
В последнее время, по информации Д.Масловского, постоянно меняются границы ПОЭЗ, список потенциальных резидентов портовой особой экономической зоны, и такие метания заметно тормозят процесс решения земельных вопросов, и создания ПОЭЗ в целом.
Чтобы стать резидентом портовой зоны, необходимо отправить заявку в Москву. Но столица и Советская Гавань страшно далеки друг от друга, а чиновники министерств знают о Советской Гавани в лучшем случае как о географической точке на карте. Поэтому Дмитрий Масловский не спешит называть сроки, когда его предприятие станет резидентом ПОЭЗ. Кроме того, работу портовой особой экономической зоной должна координировать управляющая компания, созданная не в Москве, а непосредственно в Советской Гавани. Но когда она будет создана, каковы критерии ее отбора, до сих пор неизвестно. Административные барьеры труднопреодолимы…
И все-таки ЗАО «Советско-Гаванский морской торговый порт», в отличие от других кандидатов в резиденты, не меняет своего решения стать им. Частно-государственное партнерство, когда бизнес вкладывает средства в строительство крупных предприятий, а государство создает всю необходимую инфраструктуру – самый оптимальный вариант, используемый во многих странах мира. Как отметил Дмитрий Масловский, не столько налоговые преференции, сколько инфраструктура интересны его компании - потенциальному резиденту ПОЭЗ, а именно строительство за счет федеральных средств железнодорожных подъездных путей к причалам.
Несколько лет назад ОАО «РЖД» запрашивало у инвесторов проекта строительства терминала по перегрузке железорудных концентратов просто космическую сумму за прокладку путей на мыс Марии, и эта сумма ложилась огромным обременением на сам проект. В портовой особой экономической зоне именно государство вкладывается в создание всей необходимой для развития бизнеса инфраструктуры, и именно этот фактор не меняет решения руководства ЗАО «СГ МТП» стать резидентом портовой зоны и заняться строительством терминала по перегрузке железорудных концентратов, а в дальнейшем, если проект будет успешным, и строительством контейнерного терминала.
Если же административные барьеры не будут преодолены, а терминал к 2016-17 годам не будет выведен на предсдаточную стадию, то проект потеряет свой смысл. Дмитрий Масловский, сталкиваясь с очередным таким барьером, с постоянной периодичностью хочет махнуть на все рукой и заняться более рентабельными проектами. Останавливает мысль: «Если не ты, то кто?», а еще неописуемая красота, изящные изгибы бухт и мысов залива Советская Гавань.
Дина Здорикова, газета «Деловой город-Совгаванские вести», 8.09.10 г.
|