ЖКХ - кто виноват в бедственном положении? Законодательство и обстоятельства не оставляют выбора: распутывать клубок проблем ЖКХ собственникам жилья придется много лет:
Много лет мы оплачивали квитанции, не задаваясь вопросом – куда идут наши деньги? Хамоватые сотрудники ЖЭКов, пьяные сантехники… это было в порядке вещей, и никто не догадывался, что рано или поздно все это станет нашей головной болью. Но в одночасье с принятием нового Жилищного кодекса, государство "простило" нам многолетние платежи и оставило самостоятельно разбираться с текущими крышами, затопленными подвалами, разрушенными коммуникациями, которые все это время были заброшены, запущенны и, наконец, пришли в аварийное состояние.
Чиновники достаточно быстро поняли: восстановить жилищно-коммунальное хозяйство страны за счет бюджетных средств просто не возможно. Вот поэтому теперь девиз собственника квартиры "бери дело в свои руки" и приводи в порядок то, что тебе осталось от бездельников - МУПов, иначе и вовсе останешься без крыши над головой.
Делать нечего. Активные и неравнодушные собственники начали штурмовать законы, научились заключать договоры, требовать качественных услуг. Но сегодня бороться со сложившейся системой ЖКХ – тяжкий и неблагодарный труд. Хотя бы потому, что система эта отчаянно сопротивляется любым переменам по одной простой причине: новый подход собственника требует от монополистов-поставщиков ресурсов качественной работы и услуг, от управляющих компаний – выполнения своих обязательств, от государства – контроля и защиты.
Причина первая: Нет денег Выражение "прогнившая система" в разговоре о нашем жилищном хозяйстве можно понимать в буквальном смысле. Кровли, трубы, электросети, водопроводные системы и прочие коммуникации изношены на 60%. Через несколько лет все это можно будет демонтировать, и тащить на свалку. Кардинально не решила проблему даже программа капитальных ремонтов Фонда содействия реформирования ЖКХ.
Основная причина, по которой бизнесмены не хотят работать в сфере ЖКХ – это невозможность долгосрочного планирования. Сегодня инвестор приходя с деньгами, не понимает, как и когда он их окупит. К примеру, компания вкладывает деньги в дом: делает ремонт, устанавливает системы энергосбережения. Чтобы окупить такие вложения, требуется порядка пяти лет. Но не исключено, что гораздо раньше собственники решат сменить форму управления домом, перестанут платить и.т.д. Конечно, можно судиться с неплательщиками, но все мы знаем, что вернуть долги за ЖКХ сегодня крайне сложно. Так же не определено кто конкретно будет нести обязательства по такому инвестиционному договору? В конечном итоге велика вероятность, что инвестор потеряет деньги, и должен будет "выцарапывать" у собственников не столько прибыль, сколько уже потраченные на дом финансы. Любой смыслящий в бизнесе человек понимает – риски слишком велики.
При этом любая компания, начиная оказывать услуги более высокого качества, несет большие затраты. А это, несомненно, отражается и на стоимости этих услуг. Это касается любого направления. То же и в управлении домом: дополнительные услуги, приобретение дорогостоящего оборудования требует увеличения затрат, а значит и увеличение тарифа. Поэтому чем больше мы говорим о привлечении инвестиций и улучшении качества коммунальных услуг, тем сильнее мы подогреваем рост цен на ресурсы и услуги ЖКХ. Но мысль о том, что платить придется больше, у большинства жильцов вызывает волну возмущения.
Причина вторая: Мошенничество
Еще одна причина нехватки денег в нашей «коммуналке» - банальное воровство. Эффективного инструмента, чтобы искоренить жуликов и мошенников, до сих пор нет. Около года назад впервые заговорили о законе, который прижмет фирмы-однодневки - именно такие конторки больше всего любят коммунальные жулики.
Дмитрий Медведев недавно отчитал первого вице-премьера Игоря Шувалова вместе с депутатами Госдумы, которые никак не могли принять документ. Сейчас законопроект прошел первое чтение и готовится ко второму. Тех, кто создает фирмы с целью совершения преступлений, авторы предложили сажать на 5 лет или брать с них штраф от 500 тысяч до 1 млн. рублей.
- Интересно, а как будет определяться, что фирма создана для уголовных преступлений? - задается вопросом директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - С такими формулировками будет слишком много простора для злоупотребления.
Однодневки - не единственный инструмент предприимчивых дельцов в борьбе за наши денежки: мошенничество процветает и среди управляющих компаний, и ТСЖ. Для борьбы с ними скоро появится интернет-сайт, на котором будет информация обо всех товариществах собственников и управляющих компаниях. Но эксперты уверены - это хорошая мысль, но едва ли осуществимая.
- На таком сайте вряд ли появятся конкретные договоры, - говорит доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. - А вся фишка именно в договорах, по ним можно проследить эффективность этих УК и ТСЖ. Документы публиковать никто не согласится, потому что именно в них весь смысл воровства.
Плюс ко всему – отсутствие жесткого контроля со стороны местных властей. В муниципалитетах чиновники продолжают лоббировать интересы тех или иных компаний: пусть и нарушают закон, зато обеспечивают регулярные откаты. Органы прокуратуры и полиции неохотно работают с делами из сферы ЖКХ и зачастую наказание мошенников сводиться к банальному штрафу.
Все это приводит к тому, что мошенники лишь подстраиваются под нововведения законодательства (как вредные бактерии адаптируются к действию антибиотика) и по-прежнему остаются безнаказанными. Жизненный пример: во Владивостоке в доме 32 по улице Сахалинской группа жильцов совершила «переворот», сменила Председателя ТСЖ, и уже год распоряжается деньгами с расчетного счета. Недавно суд принял решение – протоколы о создании нового ТСЖ и выборе лже-председателя поддельные, подписи под бюллетенями "рисованные". Суд восстановил в правах настоящее ТСЖ, но… Это не помешало «группе революционеров» уже на следующий день отнести в налоговую новый пакет поддельных документов и заново провернуть аферу. Все это время собственники домов неоднократно обращались в прокуратуру, но ничего кроме отписок не получили. В полиции отказываются возбуждать уголовное дело. Подделка документов, незаконный доступ к деньгам жителей более сотни квартир, мошенничество - не являются для правоохранительных органов основанием для расследования. Преступники остаются безнаказанными и без страха совершают новые преступления.
Это только частный случай. Что уж говорить о крупных хищениях. По подсчетам Ассоциации собственников только во Владивостоке на капитальных ремонтах по программе Фонда содействия реформированию ЖКХ собственников обобрали на 40% от выделенных денег. А это порядка полутора миллиардов рублей. Жильцы провели независимые экспертизы, доказали, что ремонт проведен не в полном объеме, а сметы завышены, но… еще ни один директор УК, ни один чиновник мэрии не были наказаны за «пропавшие» деньги.
Причина третья: Пассивные собственники
Согласно Жилищному кодексу: управлять своим домом должны собственники, то есть мы обычные граждане, живущие в этих домах, а государство должно контролировать и помогать. Но простые жители не привыкли чем-то управлять, они привыкли, что за них всегда все проблемы будут решены в ЖЭУ. И пусть в ЖЭУ работают хамы, алкоголики и бездельники, но ответственность полностью лежит на них, а у них жильцов своих проблем достаточно на работе и в семье. Такая позиция характерна для большинства жителей. Многие устали, боятся перемен и просто продолжают платить по квитанциям, не задавая лишних вопросов. Сама мысль об ответственности, о том, что свалить все беды на кого-то другого уже не получится, пугает жильцов, и они всем силами стараются оставить все как есть. Инициативные собственники, которые требуют от управляющей компании качественных услуг или пытаются создать ТСЖ, не скрывают: самое сложное это не выиграть суд, не написать письмо в прокуратуру, а справиться с противостоянием жильцов, которые не хотят перемен.
С подобными жителями сталкивается практически каждый председатель ТСЖ или Совета дома. Они отказываются принимать участие в голосованиях, ничего не делают для того, чтобы улучшить жизнь на доме. В результате, они хоть и платят исправно по счетам, в тоже время страдают – живут в грязных подъездах, без воды в холодных квартирах с горами мусора во дворе и полчищами крыс в подъезде. Причина: Неплательщики
Еще одна губительная проблема, о которой стоит говорить – неплатежи. Часть жителей и рады бы оплачивать ЖКУ, но денег с трудом хватает на питание и одежду. Другие - принципиально отказываются платить, пользуясь неповоротливостью судебной системы. Ведь сегодня, чтобы заставить должника рассчитаться, председателям ТСЖ необходимо обратиться в суд, заплатить госпошлину, потратить время и силы на судебные заседания.… При этом положительные решения суда еще не гарантируют оплату. Приставы без особого рвения исполняют решение Фемиды, а заставить их работать можно лишь направляя регулярные жалобы их начальству и в прокуратуру. В результате долги за жилищные услуги растут как снежный ком, и чем больше проходит времени, тем сложнее их взыскать с должника. Усугубляет ситуацию и то, что в течение трех лет истекает срок давности по подобным искам и по закону требовать взыскания долга с неплательщика уже нельзя.
А между тем обслуживать-то дом нужно: вывоз мусора, зарплата дворнику, электрику, сантехнику, расчеты с аварийной службой, обслуживание лифтов и.т.д.! Еле-еле хватает на все это. А ведь если бы все жильцы платили исправно, то можно было бы сделать капитальный ремонт в подъездах, да и вообще из дома сделать конфетку".
К сожалению, такая практика уже давно стала нормой. Должники паразитируют за счет тех, кто добросовестно оплачивает квитанции: ездят на лифтах, ходят по чистым подъездам, вызывают при необходимости аварийную службу. При этом порядочные жильцы недополучают качественных услуг, которые вполне могло бы оказывать ТСЖ или Управляющая компания, если бы в доме не было любителей пожить за чужой счет.
Причина четвертая: Неплательщики
Еще одна губительная проблема, о которой стоит говорить – неплатежи. Часть жителей и рады бы оплачивать ЖКУ, но денег с трудом хватает на питание и одежду. Другие - принципиально отказываются платить, пользуясь неповоротливостью судебной системы. Ведь сегодня, чтобы заставить должника рассчитаться, председателям ТСЖ необходимо обратиться в суд, заплатить госпошлину, потратить время и силы на судебные заседания… При этом положительные решения суда еще не гарантируют оплату. Приставы без особого рвения исполняют решение Фемиды, а заставить их работать можно лишь направляя регулярные жалобы их начальству и в прокуратуру. В результате долги за жилищные услуги растут как снежный ком, и чем больше проходит времени, тем сложнее их взыскать с должника. Усугубляет ситуацию и то, что в течение трех лет истекает срок давности по подобным искам и по закону требовать взыскания долга с неплательщика уже нельзя.
По этому сценарию развивается борьба с должниками в доме №4 на улице Кипарисовая. Неплательщики лишь ухмыляются на просьбы председателя оплатить квитанции. У многих суммы долга превышают 100 000 рублей. Общая задолженность собственников перед товариществом за три года – почти 5 миллионов рублей. Но все тщетно: «Недавно приставы таки пришли в одну из таких квартир. Изъяли у них микроволновую печь. Как вы думаете, сколько она стоит? Полторы тысячи где-то. У этих жильцов долг – 60 тысяч. Так они и до конца жизни с этих жителей ничего не взыщут! Это не справедливо. Фактически решения суда не исполняются. – делится проблемами председатель ТСЖ «На Кипарисовой», Анжелика Башкирова. - А между тем обслуживать-то дом нужно: вывоз мусора, зарплата дворнику, электрику, сантехнику, расчеты с аварийной службой, обслуживание лифтов и.т.д.! Еле-еле хватает на все это. А ведь если бы все жильцы платили исправно, то можно было бы сделать капитальный ремонт в подъездах, да и вообще из дома сделать конфетку».
К сожалению, такая практика уже давно стала нормой. Должники паразитируют за счет тех, кто добросовестно оплачивает квитанции: ездят на лифтах, ходят по чистым подъездам, вызывают при необходимости аварийную службу. При этом порядочные жильцы недополучают качественных услуг, которые вполне могло бы оказывать ТСЖ или Управляющая компания, если бы в доме не было любителей пожить за чужой счет.
Причина пятая: Невыполнение функций контроля Государственной жилищной инспекцией: Чтобы навести порядок в сфере ЖКХ, создан специальный орган – Государственная жилищная инспекция. Инспекторы наделены массой полномочий: они могут инициировать проверки Управляющих компаний и ТСЖ и при выявлении нарушений законодательства могут выписать предписания, наложить штраф и даже инициировать возбуждение уголовного дела.
Сегодня органы полиции и прокуратуры завалены делами, поэтому зачастую руки до заявлений от граждан по вопросам ЖКХ у правоохранителей просто не доходят. Нет и отделов, которые бы специализировались бы на проблематике жилищно-коммунального хозяйства, разобраться в которой без специальной подготовки сможет далеко не каждый юрист. Вот и получают на свои многочисленные заявления жители города лишь отписки и советы обращаться в суд. Решить эту проблему как раз и должна была ГЖИ.
По идее инспекторы ГЖИ могли бы передавать в правоохранительные органы полные доказательной базы пакеты документов о нарушениях и мошенничестве. А те в свою очередь уже возбуждать уголовные дела. Но не получается. Несмотря на то, что инспекция существует и регулярно проводит проверки видимых изменений в обслуживании многоквартирных домов так и не произошло.
Распутывать клубок проблем ЖКХ придется много лет. Но законодательство и обстоятельства не оставляют выбора – только собственники могут добиться качественного оказания жилищно-коммунальных услуг. Пора смириться и с тем, что решать эти вопросы придется за счет своего времени и денег. Ждать, что государство или управляющие компании рано или поздно одумаются и начнут вкладывать деньги в ремонты домов, бесперспективно.
Доказательством служат примеры, когда собственники создают ТСЖ или сильный Совет дома и начинают по-настоящему работать, чтобы создать уют в своих дворах и подъездах: работают с должниками, готовят документы для участия в государственных программах софинансирования капитального ремонта, контролируют работу Управляющих компаний и подрядчиков, и добиваются возврата денег через суд, если работы выполнены не качественно или не в полнм объеме. В такие дома постепенно хорошеют с каждым днем. Те же жильцы, которые просто ждут и выражают недовольство только на словах, обречены на медленное разрушение своего жилья и равнодушное отношение к своим бедам обслуживающих организаций.
http://gkhprim.ru/news/interview/zhkkh_vladivostoka_kto_vinovat_v/
|