Портовая особая экономическая зона в Совгавани оказалась под угрозой ликвидации. По закону об ОЭЗ, это может произойти в случае, если зона не начнет работать до 31 декабря 2012 года. Как пишет «Коммерсантъ», начать работу не позволяет отсутствие генплана. Разработчик приостановил его подготовку, заявляя, что до сих пор не получен утвержденный Министерством экономического развития список резидентов.
За два с половиной года, прошедшие с момента постановления о создании портовой ОЭЗ, разработчики и чиновники успели принять лишь концепцию ее создания. Проект планировки территории, на основании которого отводятся земли резидентам, до сих пор не разработан.
Эксперты верят, что власти найдут выход из сложившейся ситуации, в которой формально сами же и виноваты. Минэкономики признает наличие проблемы, объясняя ее инфраструктурными ограничениями.
О том, что проект ПОЭЗ в Совгавани находится под угрозой, рассказал представитель одной из компаний — потенциальных резидентов. По его словам, за два с половиной года с момента подписания постановления о создании ПОЭЗ (31 декабря 2009 года) разработчики и чиновники успели принять лишь концепцию ее создания. Проект планировки территории (ППТ, или генплан) — документ, на основании которого отводятся земли резидентам,— до сих пор не разработан.
«На последнем заседании наблюдательного совета ПОЭЗ даже не был озвучен срок, когда разработчик генплана самарское ЗАО СКАДО завершит работы. Раньше обещали, что это случится в марте 2012-го. Но даже если генплан появится сегодня, требуется время на согласования, экспертизу и утверждение его в Минэкономики. В лучшем случае это получится в первой половине 2013 года»,— считает источник. Однако 31 декабря истекает трехлетний срок, отведенный законодательством об ОЭЗ для начала ее функционирования. «Если в ПОЭЗ не будет резидентов и не начнется строительство, правительство вправе зону ликвидировать»,— подчеркнул бизнесмен.
В ЗАО СКАДО разделяют опасения бизнеса, но компания не виновата в ситуации, заверил директор ее проектно-конструкторского департамента Юрий Рыпинский. По его словам, на разработку ППТ и проектных документов было отведено четыре месяца — начиная с ноября 2011 года. 19 марта СКАДО была вынуждена приостановить разработку техчасти ППТ по первому участку ПОЭЗ. Утвержденного Минэкономики списка резидентов по участку №1 с площадью, видами деятельности, как и бизнес-планов самих резидентов, нет, говорит господин Рыпинский. Нет и предварительных списков по участку №2 (район мыса Муравьева) — эта неопределенность не позволяет завершить разработку сетей и коммуникаций всей ПОЭЗ. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов признает, что основания для беспокойства у резидентов есть: 116-ФЗ действительно предписывает ликвидировать ОЭЗ досрочно, если в течение трех лет ее резиденты не осуществляют какой-либо деятельности. Однако они не могут работать — не создана инфраструктура. Формально вина за срыв ее создания лежит на Минэкономики, в ведении которого находится ОЭЗ, говорит эксперт.
Инициатив по поправкам к ФЗ-116 из края пока не поступало. Вместе с тем, учитывая важность ОЭЗ, власти найдут выход из ситуации, уверен господин Баранов. «Не исключено, что все ограничится изменением сроков создания и функционирования конкретно данной ПОЭЗ»,— предполагает он. Антон Сафонов из «Инвесткафе» согласен с таким прогнозом: «Вряд ли ради одной ПОЭЗ будут менять закон». Он добавляет, что энергетики сдвинули сроки строительства Совгаванской ТЭЦ на несколько лет и это тоже может влиять на ситуацию.
В Минэкономики, в свою очередь, подтверждают, что ведомство «считает создание ОЭЗ на Дальнем Востоке одним из приоритетных проектов», однако признают, что «проект создания портовой ОЭЗ в Совгавани развивается более низкими темпами, нежели ожидалось и планировалось».Объясняется же задержка инфраструктурными ограничениями, а именно «пропускной способностью БАМа», и министерство «ведет активную работу с Минтрансом и ОАО РЖД, в том числе с его дальневосточным филиалом».
Дмитрий Щербаков, Хабаровск; Олег Сапожков Газета "Коммерсантъ"
|