Месяц колесит
по просторам России необычный железнодорожный состав. За это время россияне
придумали ему название – нанопоезд. Так короче, чем выставочно-лекционный
комплекс ОАО «РЖД». И проще – не нужно пространно объяснять, что в восьми
вагонах собраны новейшие достижения научной мысли и передовые российские
технологии в области атомной энергетики, энергосбережения, во всем блеске
представлено будущее российских железных дорог. Все это и еще многое другое,
очень интересное и даже удивительное, вам расскажут отличные лекторы, когда,
поднявшись по ступенькам поезда, вы вместе с ними начнете путешествие в мир
инноваций и всего самого лучшего, что связано сегодня со словом «нано». Но для начала
все-таки немного истории. В вагоне №1 «Развитие скоростного и высокоскоростного
движения в России с 1837 по 2011 годы», кроме симпатичного лектора Алексея, нас
встречает еще один необычный персонаж. Бакенбарды, черный мундир, малиновая
фуражка и протянутая для рукопожатия рука. Здравствуйте, госпожа история! Весьма
импозантный проводник-железнодорожник девятнадцатого века замечательно
вписывается в экспозицию, состоящую из макетов поездов, которые когда-то колесили
по железным дорогам России. – Вот макет
паровоза «П-36», очень мощный паровоз, три тысячи лошадиных сил, – рассказывает
экскурсовод. – Он возил поезда «Красная стрела» и «Россия» со скоростью 125 километров в
час. Теперь на
российских рельсах выбивает четкий ритм высокоскоростной «Аллегро». Правда,
только на маршруте Санкт-Петербург – Хельсинки. Он развивает скорость до 220 километров в час.
Чтобы не терять ее при движении на поворотах, вагоны «Аллегро» могут
наклоняться в бок до 8 градусов. Таких поездов всего четыре. Со скоростью 250 километров в час
летает «Сапсан». Так называется первый высокоскоростной поезд России, с
появлением которого наша страна вступила в элитный клуб государств – участников
высокоскоростного движения. А в ближайшем будущем полетит еще и «Ласточка». Предполагается,
что именно высокоскоростной поезд «Ласточка» будет обслуживать гостей сочинской
Олимпиады. Конечно, нам интересно: появятся ли эти чудеса железнодорожной
техники на наших магистралях? Перспективы просматриваются. Есть программа
развития скоростного и высокоскоростного движения на железных дорогах ОАО «РЖД»
до 2020 года. К этому времени высокоскоростное движение должно появиться на
участке трассы Хабаровск – Владивосток, пройти через Уссурийск. Так что, если
не мы, то наши дети обязательно покатаются на «Сапсане» или «Ласточке». А пока они с
нескрываемым любопытством рассматривали макеты чудо-поездов, а также главный
экспонат следующего вагона – модель мощного магистрального газотурбовоза. В
2009 году в ОАО «РЖД» получили диплом «Книги рекордов Гиннеса» за создание этой
машины. Уникальный поезд работает на сжиженном газе, может возить по 159
грузовых вагонов. И в этом выставочном
вагоне, и в следующих за ним вагонах «Инфраструктура железных дорог»,
«Энергосбережение, энергоэффективность и экологическая безопасность»,
«Современные ядерные технологии» и «Нанотехнологии» есть от чего сказать «ах!»,
а потом написать в книге отзывов следующее: «Удивительно, но фантастика
воплотилась в жизнь». Например, электронный учебник, в который вмещаются все вместе
взятые учебники и пособия за данный учебный год, за исключением решебников. Или
наночернила, которые оставляют изображения на воде и делают любой рисунок
объемным. Если этими чернилами нарисовать карту России, то все возвышенности
будут рельефными. Продукция компаний «Роснано», «Росатом» и «Филипс» собрана в
нескольких вагонах нанопоезда. Чудо-чернила и чудо-учебники нельзя купить,
можно только заказать у компании производителя. Удержаться
было невозможно – когда еще удастся посидеть за штурвалом самолета, разумеется,
самого новейшего. И я под руководством инструктора по виртуальным полетам готовлюсь
совершить свой первый в жизни воздушный вираж на тренажере самолета «ИТР-72»,
который предназначен для подготовки пилотов в летных училищах. Рядом кто-то
нажимает кнопки пульта управления тренажера поезда «Локомотив 2ЭС5К».
Экскурсовод рассказывает, где в кабине машиниста расположена ручка скорости и
торможения, что при свистке нужно обязательно нажимать кнопку бдительности. Ну
что? Поехали! Можно быть
уверенным – получив яркие впечатления от увиденного, кто-то обязательно выберет
профессию железнодорожника или пойдет поступать в политехнический вуз. – Мы не скрываем, профориентация – одна из
идей создания этого научно-популярного поезда. Ну и, конечно, демонстрация
отечественных инновационных достижений. Наш состав – ВДНХ на колесах, – скажет
чуть позже начальник нанопоезда С.В. Старостин. Экскурсия
завершена, мы стоим на перроне станции Совгавань – Сортировочная. Фешенебельный
состав на путях провинциальной станции кажется еще более современным, чем есть
на самом деле. Подумать только, в какую глубинку забрался нанопоезд! Он приехал
к нам из Москвы по БАМу, обратный путь совершит по Транссибу. И еще миллионы и
миллионы россиян увидят нановыставку достижений народного хозяйства, почувствуют
мощь огромной страны, в которой мы живем! Е.
Соловьева, газета «Алло», 6 сентября На
снимках: макеты железнодорожного комплекса на космодроме Байконур (на верхнем
снимке); поезда «Аллегро» (на среднем снимке); выставку посетили глава
администрации Советско-Гаванского района Ю.И. Бухряков и заместитель главы по
экономике Е.Г. Филиппова. На нижнем снимке они с начальником поезда С.В.
Старостиным (справа) и представителем Комсомольского региона ДВЖД Б.Ф.
Большаковым (слева).
|