В конце июня нынешнего года произошло знаковое событие в жизни нашего района. Впрочем, почему только нашего? Жителей соседнего Ванино наверняка тоже порадовал тот факт, что открылось воздушное сообщение «Советская Гавань - Хабаровск», и рейсы в столицу Дальнего Востока стали регулярными.
Собственно, самолеты с нашего аэропорта в краевую столицу летали и раньше, только вот была одна загвоздка - цена на билет. Много ли желающих найдется выложить за него шесть тысяч рублей? Поэтому вполне логично, что многие предпочитали сутки трястись в поезде или как вариант: с поезда ночью пересаживаться в Селихино на автобус, сокращая тем самым хоть на какое-то время путь до Хабаровска.
В общем, спроса на авиаперелеты не было, что неизбежно привело к застою самого аэропорта, в котором, между прочим, числится около 40 работников. Понятно, что на неработающем предприятии не будет и доходов, а ведь даже для того, чтобы просто поддерживать в более-менее приличном состоянии такое громадное авиа-хозяйство, требуются немалые деньги. При этом еще и людям как-то зарплату выдавать надо. Неудивительно, что при таком раскладе долги предприятия с каждым днем росли...
Вдохнуть новую жизнь в аэропорт, можно было только одним способом -восстановить постоянное воздушное сообщение. Для этого нужно было сбросить до разумных пределов цены на билеты, тем самым повысить на них спрос. После долгих мытарств руководителей предприятия и районных властей этого все-таки удалось добиться.
- Мы практически во все компании обращались на предмет полетов в Советскую Гавань: Якутские авиалинии, Сахалинские, Владивостокские, - рассказывает директор МУП «Аэропорт Советская Гавань» Валерий Екимов. - В итоге, правительством Хабаровского края было принято решение - «летать».
При этом с КГУП «Хабаровские авиалинии» удалось договориться о снижении цены на билеты. Теперь полет обойдется в три с половиной тысячи рублей. Если человек берет сразу два билета, до Хабаровска и обратно (или наоборот), это обойдется ему в шесть тысяч. У людей появился выбор: сэкономить на деньгах и пробыть в пути сутки или пере-
платить 500 рублей и долететь за час до краевой столицы с комфортом.
Для многих людей экономия времени оказалась более важна. И поэтому пассажирский поток на регулярные рейсы (среда, пятница - до Хабаровска; вторник, четверг - до Совгавани) резко увеличился. Да так, что летавший поначалу Як-40 пришлось заменить на более вместительный Ан-24.
Думается, что и это далеко не предел. Валерий Екимов считает, что Совгаванский аэропорт по своему уровню занимает в крае второе место, после хабаровского, и взлетная полоса вполне может принимать большие лайнеры. В ближайшей перспективе это вполне реально, потому что запросы на посадку как пассажирских, так и грузовых самолетов поступают регулярно. Но приходится отказывать - уровень технической пожарной защиты (УТПЗ) не соответствует необходимым нормам. Если эту проблему удастся разрешить, то Совгаванский аэропорт может заработать на полную катушку, так как соответствующая комиссия из Хабаровска официально разрешила раз в день принимать самолеты класса Ту-154.
Но это дело дня завтрашнего, что касается сегодняшних реалий, то пока КГУП «Хабаровские авиалинии» определило срок полетов до октября нынешнего года. Хотя рейсы в зимнее время года тоже возможны, снегоочистительная техника в наличии имеется.
Многое будет зависеть оттого, помогут ли аэропорту выжить, потому что финансовая ситуация все еще остается не стабильной.
Все прекрасно понимают, что наличие воздушного транспорта - это не только удобно, но и престижно. И если глава Советско-Гаванского района Юрий Бухряков держит руку «на пульсе» и почти на каждом аппаратном совещании интересуется делами предприятия МУП «Аэропорт Советская Гавань», то ванинские коллеги, по признанию Валерия Екимо-ва, пока в этом вопросе безучастны и руку помощи протягивать не спешат. Хотя пользуются услугами авиатранспорта жители соседнего района не меньше, чем наши. Не особо помогают пока и предприниматели.
- Есть, конечно, люди, которые активно сотрудничают с нами, - продолжает Валерий Михайлович. Хотел бы отметить Павла Марченко, который снабжает нас горючим. При этом он не делает на нас свой бизнес, а продает топливо по умеренным ценам. Надеемся мы и на помощь края, необходимые нам деньги в их масштабах не такие уж большие.
Существует еще одна проблема. Сегодня не один общественный транспорт не возит людей в аэропорт. При отсутствии личного автомобиля неизбежно встает вопрос, как туда добираться, все-таки расстояние приличное, пешком не дойдешь. Можно на такси, примерный порядок цен от 400 до 550 рублей. Неплохая, заметьте, прибавка к стоимости авиабилета.
Но это еще полбеды, хуже, если человек не улетает, а прилетает в Совгавань, и его никто не встречает. Недавно в редакцию нашей газеты зашла женщина и поведала о том, как ей радостно было всего час лететь из Хабаровска и как грустно около пяти часов на перекладных добираться от трапа самолета до нашего города. Говорят, что общественный транспорт запускать в аэропорт предпринимателям невыгодно, что же тогда делать?
И все же, что ни говори, открытие воздушного сообщения в Советской Гавани - событие знаковое, и любые неурядицы по сравнению с ним меркнут. Так что летайте самолетами, а со временем, глядишь, и мелкие проблемы сойдут на нет.
Л. КАРПОВ, газета "Советская Звезда".
|