Совгаванская экономическая зона получит финансирование только с 2011 года На официальном сайте правительства РФ опубликовано постановление премьер-министра Владимира Путина о создании на территории Хабаровского края портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Речь в постановлении идет о создании Совгаванской ПОЭЗ, одной из трех портовых зон, победивших в конкурсе, который РосОЭЗ провел в июне позапрошлого года. Не прошло и двух лет, как постановление о создании ПОЭЗ было подписано — оно датировано на сайте правительства 31 декабря 2009 года. Но федеральное бюджетное финансирование проекта начнется лишь с 2011 года, а его объем составит 3,15 млрд руб., по 2013 год. «Создать портовую особую экономическую зону на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на земельных участках, определяемых соглашением о создании портовой особой экономической зоны, площадью не более 2,9 кв. км, включая часть территории морского порта Советская Гавань (далее — портовая особая экономическая зона), с возможностью последующего увеличения территории портовой особой экономической зоны до 4,5 кв. км,» — говорится в постановлении, опубликованном на официальном сайте правительства РФ. Документ подписан председателем правительства Владимиром Путиным и датирован 31 декабря 2009 года. Напомним, что Совгаванский порт стал одним из трех победителей конкурса на создание портовой особой экономической зоны в июне 2008 года. Тогда в РосОЭЗ победу заявки порта Советская Гавань объяснили выгодным географическим положением морского порта — это восточная оконечность БАМа. Заявка на участие в открытом конкурсе была подана правительством Хабаровского края совместно с администрацией Совгаванского района и консалтинговой компанией ФОК. Quote ПОЭЗ предлагается разместить на восточном берегу залива Советская Гавань, на участке от мыса Вячеслава на севере до мыса Марии на юге. Ее протяженность должна составить — 8 км, а общая площадь — 4,5 кв. км. На территории зоны предполагается особый режим осуществления предпринимательской деятельности, предусматривающий льготы по НДС, налог на прибыль, по таможенным пошлинам и др. Проектом предполагается, что грузооборот Совгаванского порта вырастет до 25 млн т к 2025 г., с приростом до 50 млн т к 2056 г. Однако правительственного решения о создании ПОЭЗ пришлось ждать без малого два года. По оценкам региональных экспертов, создание ОЭЗ в Совгавани тормозилось из-за отсутствия федеральных средств на реализацию проекта. В качестве основного инвестора Совгаванской ПОЭЗ выступает компания Aricom (входит в горно-металлургический альянс «Петропавловск»), интересы которой представляет дочернее ЗАО «Совгаванский морской торговый порт». В планах Aricom — создание на базе своих месторождений в Еврейской автономной и Амурской областях дальневосточного металлургического кластера, продукция которого — прямое восстановленное железо — планируется направлять на экспорт. Для этого компания планирует построить в Советской Гавани терминал по перегрузке сыпучих грузов пропускной способностью до 7 млн т ежегодно стоимостью около 8,7 млрд руб. Кроме Aricom желание быть резидентами Совгаванской ПОЭЗ изъявляли более 10 компаний. По оценкам хабаровских чиновников, общий объем инвестиций будущих резидентов мог составить порядка 30 млрд руб. в ценах 2008 года. Изначально Aricom планировала приступить к строительству в ПОЭЗ уже в 2008 году, по словам гендиректора ЗАО «Совгаванский морской торговый порт» Дмитрия Масловского, у компании были договоренности с азиатскими партнерами о привлечении инвестиций в проект. Однако начать его реализацию было невозможно до принятия правительственного постановления о создании ПОЭЗ. В августе 2008 года в беседе с „Ъ“ господин Масловский предположил, что отчасти непринятие решения о создании Совгаванской ОЭЗ вызвано тем, что изначально в заявке предусматривалось 7 млрд руб. бюджетных инвестиций на инфраструктурную составляющую ОЭЗ, а после одобрения заявки эта сумма увеличилась в несколько раз. В сентябре прошлого года в правительство Хабаровского края и администрацию Совгаванского района пришел скорректированный с учетом возможностей госфинансирования проект ПОЭЗ с объемом требуемых инвестиций из федерального бюджета в 3,1 млрд руб. В конце минувшего года в Минэкономики публично признали, что бюджетное финансирование всех особых экономических зон в ближайшие годы будет снижено. Если в 2009 году на строительство инфраструктуры в ОЭЗ было выделено 8 млрд руб., то в течение следующих трех лет (2010–2012 годы) правительство выделит на ОЭЗ лишь 15 млрд руб., включая расходы и на строительство в Совгавани. В опубликованном в понедельник постановлении правительства отмечается, что бюджетные ассигнования на создание ПОЭЗ со стороны РФ составят 3,15 млрд руб., из них — 3 млрд на проектирование и строительство объектов ПОЭЗ, 20 млн. на концепцию развития и 104 млн руб. — на планировку территории и геодезию. Однако предусмотрено это финансирование в федеральном бюджете будет только с 2011 по 2013 год. К роме того правительство РФ приняло к сведению предложение хабаровского правительства и совгаванского муниципалитета о выделении 593 млн руб. из местных бюджетов и привлечении внебюджетных инвестиций в проект. Следующим шагом по реализации проекта должно стать подписание МЭР РФ, хабаровским и согаванскими властями соглашения о создании портовой особой экономической зоны с указанием объемов, сроков и источников финансирования мероприятий по ее созданию, финансово-экономические показателей эффективности функционирования зоны и земельных участков, входящие в состав ее территории. Сроки подписания такого рода соглашения „Ъ“ вчера выяснить не удалось. Ранее гендиректор ЗАО «Советско-гаваньский морской торговый порт» Дмитрий Масловский сообщал „Ъ“, что после подписания постановления правительства РФ о создании ПОЭЗ инвесторам нужно будет решить ряд проблемных вопросов с железной дорогой и энергетиками, которые ограничивают потенциальные мощности предприятий на территории зоны, и только после этого будет определена окончательная инвестиционная политика резидентов в рамках портовой ОЭЗ. Источник
|