27.05.10. Российские власти объявили о создании своей "Кремниевой долины" в подмосковном Сколкове. Американские специалисты скептически относятся к этой идее и говорят, что проблема здесь вовсе не в финансировании или университетах, а в головах. Ниже публикуется перевод статьи Эстер Дайсон (Esther Dyson), председателя EDventure Holdings. Она является активным инвестором в различных стартапов в мире. Среди интересов: информационные технологии, здравоохранение, частная авиация и космонавтика. В феврале она побывала в России в рамках визита делегации RusTechDel. Недавно вместе с представителями Белого Дома я побывала в России. Целью миссии было укрепление американо-российского сотрудничества. Больше всего русских интересовал вопрос, как построить свою собственную «Кремниевую долину». Русские думали, что продвинуться в этом направлении можно за счет финансирования технологических компаний и расположения рядом с крупными университетами. Со своей стороны, американская делегация утверждала, что, прежде всего, надо развивать гражданское общество. Выводы, которые мы извлекли из этой поездки, будут актуальны для тех, кто хочет построить свою «Кремниевую долину», то есть для тех, кто может создавать новшества и внедрять их, получая при этом прибыль, счастливых работников, серийных предпринимателей и современную, динамично развивающуюся экономику. Я начала разговор с российским правительством с рассказа о своем опыте в качестве председателя комитета НАСА по инновациям и технологиям. Суть вопроса ведь не в финансировании инновационных технологий, а в культуре, которая вознаграждает продуманные нововведения. Следующий пункт – это хорошие клиенты, которые готовы платить деньги за хорошие продукты и качественные услуги, пробовать новые многообещающие технологии и при этом не брать взятки. Все это гораздо труднее, чем просто построить университеты и профинансировать несколько стартапов. Необходимо изменить культуру с нуля, а потом позволить предприятиям расти, не сильно вмешиваясь в их деятельность, однако обеспечивая защиту от монополистов, плохих клиентов и бюрократов. В конце концов, американская делегация подготовила объемный документ с отдельными рекомендациями по 21 пункту. Но, как мне позднее написал один из российских знакомых: "В течение последних 20 лет здесь были сотни подобных делегаций. Большинство оставленных ими рекомендаций пылятся где-то на полках, не выполненные и забытые". Я рассказывала о проекте, недавно внедренном в США. Эта услуга интересна и российсим службам. Речь идет об смс-услуге: «Text4Baby». Беременные женщины по SMS регулярно получают список вопросов (про вес; про то, как ведет себя плод и проч). Система отслеживает ответы и отсылает женщину в клинику, если результаты выходят за пределы нормы. В США за проект взялась Voxiva Corp при поддержке нескольких коммерческих спонсоров (в значительной части Johnson & Johnson), при активном участии сотовых операторов, которые сделали эти смс бесплатными. В России одна из главных проблем – отсутствие спонсоров. Но еще большая проблема – это найти того, кто возьмет на себя ответственность воплощать проект и искать этих спонсоров. Безусловно, российское правительство (так же как и советское до этого) рассматривает гражданское общество как угрозу. На наш взгляд, если власти хотят получить свою «Кремниевую долину» или хотя бы сплоченную страну, нужно позволить гражданскому обществу развиваться. Гражданское общество – это не только политика. Это рестораны, отдающие неиспользованные продукты бедным. Это некоммерческие компании, такие как Twitter, предоставляющие бесплатные услуги как богатым, так и бедным (хотя, конечно, рекламодатели будут сосредоточены на богатых). Это успешные предприниматели, которые становятся наставниками для начинающих бизнесменов, а также неправительственные организации, сосредоточенные не только на отношениях с властями, но и на взаимодействии с коммерческими структурами для поддержки активистов, занимающихся материнской и младенческой смертностью.
|