В нашей Советской Гавани зачастили после жарких дней дожди. Из прогретой, обильно смоченной земли начали проклевываться первые грибы. Да и какой русич не любит пригожей, здоровой грибной еды! Соленые, вареные, жареные грибы были на столе во все времена года. «Где пирог с грибами, там и мы с руками».
Сбор грибов у нас издревле называют тихой охотой. Такой чести удостоились грибы как предмет охоты, наравне с дичью и рыбой. Есть немало общего у грибников, охотников и рыбаков. Непогода не может удержать ни тех, ни других. У всех подобная страсть, настойчивость и упорство. Да и грибники, как и охотники и рыбаки, могут в своих рассказах нафантазировать об успешных невиданных удачных походах. Да и биология в настоящее время вывела грибы в группу живых организмов. И неудивительно, что в широком смысле грибы – это и хлеб, и пиво, и кефир.
Вот, пользуясь погожим днем, выезжаем с поклоном к природе. Ведь каждому грибочку нужно сделать низкий поклон, прежде чем он окажется в лукошке. Солнышко еще не убрало росу с деревьев и трав, а мы уже в условном месте. Рыбаки уезжают к речке, а я решил пройти по склону распадка, где видны полянки среди березово-ольхового древостоя. Буквально с первых шагов, пробираясь сквозь придорожные кусты, принял росянистый душ. Выйдя к солнечным полянам, был уже промокший до последней нитки. С первых шагов – обилие сыроежек. Ярко-желтыми солнечными пятнами высвечиваются они на изумрудной зелени. А вот и первый красноголовик выгладывает из-за кустиков. Первый гриб с наклоном фиксирую на память.
К полудню, обойдя склон, не набрал и десятка таких красавцев, но с каждым волнительнее встреча. Да я и не первый грибник на этом склоне, изредка встречаю уже грибные пенечки. Возвращаюсь на речку. У рыбаков уже созревала настоящая рыбацкая уха с последней жаркой головешкой из костра и ароматно-вкусовым водочным соусом.
Подкрепившись, отправился вдоль протоки посмотреть жизнь природы. Река и протоки – это места отдыха многих горожан. Кострища и упаковочный хлам отмечают такие места. Но к этому привычный в городе взгляд здесь все видит ярче и контрастнее. Вот яркий куст цветущей розы. С цветка на цветок деловито летают шмели и насекомые – любители ароматной цветочной пыльцы. Пытаюсь заснять этих цветочных то ли пыльцовых дегустаторов, то ли трудяг. Но они такие шустрые и на одном цветке задерживаются лишь на несколько секунд. Или упорно не желают позировать мне. Улавливая мгновения, делаю все же несколько снимков, а боковым зрением из-за куста усматриваю на глади протоки какое-то движение. От кромки камышей всколыхнулось водное зеркало плывущей уточкой. За суетливой уткой-мамой спешили утятки. Медленно пытаюсь поймать в визир утиное семейство. Словно уловив мое желание сделать фото или желая попозировать, утка остановилась. Все семейство притаилось, слившись с водой на камышовом фоне. Пять утят как по команде «замри» остались неподвижными на несколько секунд. Пролет вороны словно смахнул семейство в камыши. Напрасно я ждал несколько минут утиного появления, да и комариное нашествие подогнало мое терпение.
Но все же в таком ожидании есть свои прелести. Вот стрекоза облетает несколько кругов под камышом и садится, словно на взлетно-посадочную полосу, на одну веточку. Что она приметила или полюбила на этой веточке? Выхожу на поляну. Здесь когда-то стояли красавицы-березки. Не один раз отдыхающие снимали с них кору-кожу. Какое бедственное положение заставило их это делать? Неумение развести костер по другому? Береза – символ России. Ее красота, чистота воспета в песнях и стихах поэтов. Почему надругаться над таким символом у некоторых на природе как бы обыденность. Может быть такие вот «отдыхатели» и в городе после праздников оставляют после себя на площади горы мусора? Словно не площадь, где отдыхают дети и пенсионеры, а большой пивбар «Лавочкин». Но ведь прошлись по нашему городу не выходцы из других миров! Не они выбрасывают окурки с балконов, не они выкидывают из окон машин бутылки и банки, пакеты с мусором. Значит, что-то произошло у некоторых с сознанием. Мутация или близкоумие случилось с памятью? Что останется поколению будущему? Эти оскверненные на годы березы?
А мы возвращаемся в город, обмениваемся впечатлениями об удачном отдыхе, о душевном общении с природой. Показываю свой нефантастический грибной урожай. Демонстрирую на мониторе снимки от насекомых до утиного семейства. Говорю: «Спасибо и до свиданья, матушка природа!».
Г. Малевский.
|