На минувшей неделе миссия сингапурских чиновников и инвесторов провела в Хабаровском крае переговоры об инвестициях в особую экономическую зону портового типа в поселке Советская Гавань – одну из трех портовых ОЭЗ России. Инвесторы назвали бухты Совгавани и Ванино «лучшими бухтами на Тихом океане», хотя и констатировали их крайнюю неразвитость. Сингапурцы даже выразили желание стать монопольными инвесторами в ОЭЗ и выкупить порт. Хабаровские власти считают, что иностранные инвестиции позволят наладить транзит грузов из США, а также возродят депрессивный поселок, где население за 20 лет сократилось вдвое. Подробности с эксклюзивным комментарием министра экономики Сингапура – в материале «ФедералПресс».
«Советская Гавань и соседний с ней поселок Ванино – слаборазвитые порты, – заявил «ФедералПресс» специальный советник по экономическому развитию секретариата премьер-министра Республики Сингапур Филип Йео. – Зато они имеют почти идеальные по всем показателям бухты, возможно, лучшие на Тихом океане. В портах сохранились кадры международной квалификации – есть с кем работать. И главное – начинать возведение современного порта на голом берегу гораздо результативнее, нежели модернизировать наполовину современный порт».
Филип Йео занимает в сингапурском правительстве должность, примерно эквивалентную министру экономики. Делегация под его руководством на минувшей неделе посетила Хабаровск и поселок Совгавань, чтобы обсудить вопрос об инвестициях в портовую ОЭЗ. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил «ФедералПресс», что сингапурцы вели переговоры агрессивно. На встрече с губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом инвесторы не скрывали, что желали бы полностью профинансировать строительство Совгаванской ОЭЗ. Однако предложение было отклонено из-за противоречий с законодательством о портовых ОЭЗ.
«Я не могу пока сказать ни о сумме, ни о времени начала строительства – все зависит от массы нюансов, – заявил «ФедералПресс» Филип Йео. – Ясно одно – инвестиции будут исчисляться суммами с девятью нулями».
Основной акцент азиатские инвесторы предполагают сделать на строительстве контейнерных и рудных терминалов, инженерном освоении берега и на создании перерабатывающих производств, в частности по лесопереработке. Местные наблюдатели напоминают, что за последние 50 лет сингапурский морской порт вошел в десятку самых развитых гаваней мира. По обороту контейнерных грузов он держит первое место, а по общему грузотоннажу – второе.
Как сообщал «ФедералПресс», интерес к портовой ОЭЗ в Совгавани проявляли и российские компании. Хабаровское правительство объявило в марте о планах группы «Петропавловск» построить железорудный терминал, компании «Росагроснаб» – зерновой, а ООО «Добыча нефти и поиск минеральных ресурсов» планирует соорудить нефтеналивной терминал. Объем госинвестиций в ПОЭЗ до кризиса планировался на уровне от 30 млрд рублей, но в 2009 году стало известно, что сумма бюджетных вложений будет менее 8,4 млрд рублей. Общий объем инвестиций группа «Петропавловск» оценивала в 105,5 млрд рублей, публикуются оценки в 4 млрд долларов и более.
Эксперты считают, что перспективы весьма велики. На тихоокеанском побережье России расположено 32 коммерческих порта, но фактически отсутствуют порты мирового масштаба с грузооборотом от 100 млн тонн в год. Для сравнения – в Китае таких уже 16. В итоге через Россию идет 1-2 % транзита грузов из северной части Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Основная часть доставляется морем через Суэцкий канал, хотя этот путь длиннее Транссиба на 20 тыс. км. К тому же обострилась угроза пиратства в районе Африканского Рога.
Инвесторы хотят попробовать перенаправить часть транзита через Дальний Восток и Транссиб, но они столкнулись с серьезными проблемами. По некоторым данным, порты Приморья в настоящее время работают на пределе нагрузок. Модернизация Владивостокского порта невозможна из-за территориальных ограничений, а другие порты требуют дноуглубительных и иных работ стоимостью от 100 млрд рублей и более.
«Порт Советская Гавань идеально расположен на прямой оси «Западная Европа (Роттердам) – Москва – Восток России – Север тихоокеанского побережья США и Канада (Сиэтл, Ванкувер)», – заявлял советник председателя совета директоров группы «Петропавловск» Дмитрий Масловский. Первый вице-премьер правительства Хабаровского края Геннадий Апанасенко напомнил сингапурцам на минувшей неделе, что путь из США в Совгавань на 1 тыс. км короче, чем в порты Приморья. Некоторые эксперты считают, что порт в Совгавани и Байкало-Амурская магистраль позволят обеспечить транзит грузов с западного побережья США в Европу.
«Лучшего места для портовой зоны на всем тихоокеанском побережье материка не найти, – уверяет президент Дальневосточного объединения строителей, депутат Хабаровской краевой законодательной думы Михаил Сорокин. – Совгаванская бухта имеет уникальные условия: глубина акватории – 28 м и более, у пирсов – 12 м. Сегодня сюда могут заходить суда дедвейтом до 50 тыс. тонн. При постройке новых портовых мощностей в соответствии с программой ПОЭЗ сможет принимать корабли до 200 тыс. тонн». Возможно, портовая ОЭЗ позволит оживить и саму Совгавань. За последние 20 лет его население сократилось более чем вдвое – с 60,5 тыс. до 27 тыс. жителей. Несколько амбициозных проектов конца 80-х годов были заморожены, а потом и вовсе позабыты. Закрылся ламповый завод, обанкротился Северный судоремонтный завод. Даже морской торговый порт, открытый в 1995 году, не выправил положения, поскольку сейнеры предпочитают ремонтироваться в китайских гаванях. В городе практически не строятся дороги и не возводится жилье, частный бизнес – в зачаточном состоянии. «Оценить экономический эффект от ОЭЗ в рублях трудно, но, несомненно, он будет огромен. Так возрождаются города», – заявил «ФедералПресс» Михаил Сорокин.
Источник, знакомый с ходом переговоров, считает, что сингапурцев «не испугала страшноватая совгаванская действительность». Единственное, что их не устроило, – это нечеткость предложений региональных властей. «Когда люди и государства рискуют такими деньгами, они должны иметь перед глазами четкую концепцию, куда им предлагают вложиться, – заявил «ФедералПресс» специальный советник по экономическому развитию секретариата премьер-министра Сингапура. – Такой концепции в оформленном виде нет. Российским властям необходимо понять, чего же они конкретно хотят. Что будем строить? Какие терминалы, сколько?»
Похоже, что сингапурцы пришли всерьез и надолго. Глава делегации прямо спросил у Геннадия Апанасенко, что будет с инфраструктурой ОЭЗ, когда истекут 49 лет долгосрочной аренды. Первый вице-премьер краевого правительства был вынужден признать, что основной инвестор вправе навсегда выкупить землю, на которой он построил объекты ПОЭЗ. Причем в законе не прописано, российский это инвестор или иностранный. Признание чиновника вызвало оживление в сингапурской делегации. Хабаровские наблюдатели уже надеются, что «на российских берегах Тихого океана может возникнуть маленький, вполне себе самостоятельный совгаванский Сингапур».
29 марта 2011-18:33 — ФедералПресс
http://www.sovgavan.info/includes/dock/procs/pl.asp?arg=VIEW&id=103594&category=100001
|