Меню сайта
Новое на форуме
Поиск
Наш опрос
Ваш домашний интернет
Всего ответов: 357
Статистика
Информер ТИЦ
Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
 
Друзья сайта
 

Фирма Коппи-Рем

682800, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Советская, 24.
e-mail: osa@sovg.ru, shnn@sovg.ru, отдел рекламы kag@sovg.ru
Тел./факс: (42138)45-777,4-87-87, +7-914-188-4848.


 Сайт МОУ СОШ №3 имени А.И.Томилина города Советская Гавань



Ваша ссылка тут...

Главная » 2010 » Июнь » 1 » Забытая Гавань
Забытая Гавань
16:09
Аккуратный рабочий город Советская Гавань и близлежащие к нему поселения - Лососина, Заветы Ильича, Майский и Гатка - появились на свет благодаря морскому заливу, словно окаменевшие нереиды, желающие мореходам счастливого плавания. Расположившись полукругом на лесистых склонах окружающих сопок, они, как заколдованные, любуются магическим водным зеркалом - на прямой видимости друг между другом, при ширине залива от полутора до трех километров и 11-километровой длине.
У каждого поселка своя история. Гатка и Майский строились в советское время. Первый как база для работников леспромхоза, второй - для персонала резервной ГРЭС. Летопись остальных начинается 23 мая 1853 года. В этот день 22-летний поручик Бошняк со товарищами из экспедиции легендарного адмирала Невельского примерно там, где стоят нынче Заветы, основал военный пост Костантиновский, на пять лет раньше поста Хабаровки - предтечи нашего краевого центра. В том же году Бошняк прошел по морю до залива Де-Кастри и основал там еще один военпост. Во время первой зимовки многие его товарищи погибли от голода и цинги, а сам он тяжело заболел.
Первые героические поселенцы под началом казачьего урядника Хороших застали окрест несколько десятков аборигенов из племени орочей, живших охотой и рыбной ловлей. Величественный залив торжественно назвали Императорской Гаванью, однако его портово-промышленное обустройство по-настоящему развернулось только в XX веке, когда Гавань уже переименовали в Советскую. Столь длительная задержка в развитии была обусловлена тем, что при правлении Николая II основные силы были брошены на Манчжурию. С участием русских инженеров, военных, строителей и российского капитала в кратчайшие сроки построены КВЖД, Харбин, приморские города Дальний и Порт-Артур. При таких затратах страна физически не могла осваивать свое законное побережье на Охотском и Японском морях. Колоссальные усилия по индустриализации и русификации Манчжурского края были перечеркнуты бездарной правительственной политикой, военным поражением от Японии, гражданской войной и интернациональными иллюзиями большевиков.
Уступив сначала японцам, а затем китайцам Манчжурию, советская власть, засучив рукава, взялась за освоение всего хабаровского поморья. В 30-40-е годы вокруг залива Советская Гавань вводятся в строй рыбокомбинат, два судоремонтных завода, электростанция, пищевые и строительные предприятия, открываются школы, больница, библиотеки. Залив условно делится на восточный гражданский берег и на западное оборонное побережье с укрепрайоном и военно-морской базой. Явным противником считалась военизированная Япония, занимавшая южную часть Сахалина, от которого до Советской Гавани всего-то 160 километров. Говорят, что в ясную безоблачную погоду сахалинскую землю можно увидеть за горизонтом, если забраться на одну из прикрывающих Советскую Гавань вершин. Будущее поселка казалось таким же безоблачным, однако с конца 20-х он становится базой ГУЛАГа, и число заключенных на местных стройках перевешивает количество вольного населения.

Портовый Китеж
В 1943-м, на переломе войны с гитлеровской Германией, начинается невероятное по темпам сооружение железнодорожной ветки из Комсомольска на Советскую Гавань. Колею прокладывали, в основном повторяя рельеф горных склонов, - как правило, без тоннелей, мостов и спрямляющих переходов. Весной 45-го дорога была готова. Это позволило использовать Советскую Гавань как опорную базу для десантирования войск на юг Сахалина и Курильские острова. После изгнания оттуда японцев, перед соединенным с Транссибом морским поселком открываются грандиозные судостроительные возможности. Дело в том, что корабли и суда с большим водоизмещением и осадкой в Комсомольске и в Хабаровске не построишь. Естественное препятствие - ограниченные глубины Амура, из-за чего в Комсомольске делают массивные корабельные корпуса и буксируют их в Приморье для монтажа оборудования. Получается слишком долго и дорого. В конце 40-х в Советской Гавани разворачивается сооружение гигантского судостроительного завода №372 для серийного выпуска надводных боевых кораблей, способных противостоять военно-морской гегемонии США. Однако в разгар установки доков и эллингов умирает Иосиф Сталин, а Хрущев от суперзавода отказывается. Вероятно, из-за пристрастия нового генсека КПСС к ракетным вооружениям и отмены гулаговского режима. Следующие тридцать лет Советский район с центром Советская Гавань развиваются поступательно, но без особых рывков вперед. В 1973 году на его основе создаются два новых района - Ванинский и Советско-Гаванский. Поселок Ванино поначалу был транспортным цехом Советской Гавани, затем стал отдельным портом. Ванинский район специализируется в основном на лесозаготовках и портовой торговле, Советско-Гаванский - на судоремонте и рыболовстве.
В 80-х, когда Советская Гавань замыкает на себя две железных дороги - седой Транссиб и новенький с иголочки БАМ, Москва повторно принимает решение: «Судостроительному гиганту в заливе быть!», - запланировав на месте тридцатитысячной Советской Гавани полноценный портовый город со стапятидесятитысячным населением. И это только на первом этапе. До начала 90-х успели построить ЛЭП, дороги, десятки жилых домов, аэропорт, на 90% - очистные сооружения. Однако это благое начинание хоронит очередная смена власти в Кремле. Советская Гавань со всей страной сползает в пучину приватизации. До дна испили приватизационную чашу судоремонтные заводы - «Северный», «Якорь» и Совгаванская база океанического рыболовства (далее - БОР). В одном только БОРе числилось до тридцати БМРТ и БАТМов - больших морозильных и автономных рыболовецких траулеров, на 7-8 месяцев уходивших на промысел в мировой океан, а также три малых траулера и два производственных рефрижератора. Что же осталось?
В глянцевом буклете к юбилею Советской Гавани читаю черным по белому, как госпредприятие БОР сначала реорганизовали в убыточное(!) ОАО «Морские ресурсы», а затем в два ООО - «Совгаваньрыба» и «Востокрыбпром», учредителями которого в 96-ом выступили комитет краевого имущества, «Далькомбанк», с первым гендиректором «Востокрыбпрома» К. Волошенко. В результате этих манипуляций от всего Бора остался один БАТМ в «Совгаваньрыбе» (директор - А.Пашков) и четыре в «Востокрыбпроме». Теперь общая дирекция этих фирм во Владивостоке, а среди их учредителей появились китайцы. В «Якоре» и «Северном» избавились от уникальных плавучих доков, один из которых, шведского производства, грузоподъемностью 27000 тонн, позволял ремонтировать и строить крупнотоннажные корабли. Заодно исчезло незаменимое станочное оборудование. Все это добро затем исправно заработало в китайских портах. Примерно тогда же высокопоставленные военные перегнали из залива в Китай два авианесущих ракетных крейсера «Минск» и «Новороссийск». В итоге вся производственная система Советско-Гаванского узла, при которой судоремонтные заводы обслуживали гражданские суда и военные корабли, пошла под откос.
Освободившись от плетки КПСС, красные директора и их первые сменщики советской закваски предпочли здоровой рачительной предприимчивости махровое пьянство и папуасскую распродажу доверенных им предприятий. Приватизация свелась к дезорганизации, хотя при нормальном регулировании у общинной и частной собственности плюсов гораздо больше, нежели минусов, которых хватало и в советский период. Например, суда ремонтировали обычно по году, в самой гавани не было крупной рыбопереработки и рыбохранилищ, а жесткий режим военно-морской базы не позволял осуществлять грузовые перевозки и таможенную торговлю. Неудивительно, что побережье залива в хозяйственном отношении освоено лишь на 4%. При первой возможности заработать валюту рыбный флот рванул из недоразвитой Гавани в Японию, Корею, Китай, обрушив объемы судоремонта.
Вместе с тем либерализация закрытого прежде порта позволила построить частный причал длиной 450 метров для экспорта леса - за счет акционеров ОАО «Терминал». Однако после недавнего повышения пошлин на круглый лес жизнь на терминале остановилась. Подлинным новатором выступил судостроительный завод Комсомольска, наладив в заливе постройку нефтедобывающих платформ, одна из которых сейчас добывает для нашего края нефть и газ. Увы, и эта программа была закрыта.
Обнадеживает, что в тяжелейший переходный период, кто и как бы его не склонял, появились настоящие организаторы производства. Быстро идет в гору специализирующийся на прибрежном лове и глубокой рыбопереработке «ДВ-Рыбак», обанкротившийся в свое время завод ЖБИ превращен новым собственником в локомотив местной стройиндустрии, создана мощная компания «Гаваньбункер» по бункеровке, перевалке и перевозке нефтепродуктов; на столичном, без всякого юмора, уровне трудятся кулинары и кондитеры из «Пикника» и «Сладкого мира»; отменный сервис демонстрируют магазины торговой сети «Минутка».
Аналогичные точки роста есть во всех отраслях Советско-Гаванской экономики. Нет главного: системного государственного подхода. Планы правительства создать портовую зону - третья за последние 60 лет попытка комплексно решить эту проблему. Самое интересное: нужна ли эта ПОЭЗ самим совгаванцам, и нужны ли оставшиеся совгаванцы планируемой ПОЭЗ? Съездим - посмотрим.

Просмотров: 2775 | Добавил: | Обсудить на форуме |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Сохранить ВКонтакте
 
Петропавловский приход
Мини Чат
Доска Объявлений
Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Love Sovgavan Ru
Архив записей
 
Информационный Интернет портал города Советская Гавань 2006-2024 ©
Перепечатка материалов допускается только со ссылкой на сайт,
www.sovgavan.ru, если не указана иная
Copyright: Арсений Вотинцев 2006-2024; Site development and support: Арсений Вотинцев & Виктор Семенов;  Logo design: ID; Администрация сайта | Хостинг от uCoz