Третья попытка поднять Советскую Гавань Пассажирский поезд до Советской Гавани не идет. Ссаживают на станции Сортировочная – за двадцать километров до городского вокзала. Проводники пожимают плечами: дескать, тянуть вагоны с людьми через горбатые сопки двумя локомотивами железнодорожникам стало невыгодно. Зато грузовые составы – пожалуйста. Очевидно, что для развития города и портовой зоны (ПОЭЗ) придется реконструировать отрезок между Ванино и Советской Гаванью или построить новую ветку в объезд забитого грузами порта Ванино. Рыбный кроссворд Остаток пути наверстываю автобусом по извилистой и узкой автодороге, которую также следует полностью переделать. Два случайных попутчика через мое плечо играючи разгадывают мудреный кроссворд, над которым бьюсь целые сутки. Чувствую себя двоечником среди эрудитов, которые представляются вышедшими на пенсию моряками. Говорят, что от души погонялись по морям-океанам за рыбными косяками: «Советская Гавань всегда была краевым лидером по рыболовству и центром судоремонта для всего края и Сахалина. Каждый второй у нас – мореход, рыбак или судостроитель». Мирно беседуя, въезжаем в уютный ухоженный городок с оживленным автомобильным движением и изобилием коммерческих фирм. Возле центральной площади в ожидании клиентов сверкают хромом десятка три иномарок с желтыми шашечками такси. Больше, чем перед хабаровским «Интуристом». Народ доброжелательный, спокойный, открытый, без присущих «бомбилам» вывертов. Многие – из бывших морских волков – мечтают тряхнуть стариной где-нибудь в Беринговом море или возле Курил. Но шансов мало: рыбный и транспортный флот из года в год тает. Официально к порту Советская Гавань приписано 55 рыболовецких и 18 транспортных пароходов. На 4 меньше, чем в 2008-ом. Из них в порту базируется не более 30 промысловых и 14 транспортных. Остальные давно за кордоном, в том числе автономные траулеры таких лидеров краевой рыбной отрасли, как «Востокрыбпром», «Поллукс», «Совгаваньрыба». А, скажем, два лесовоза совгаванской фирмы «Гермес» в порту появляются, но почему-то под мальтийским и камбоджийским флагами. К истинно отечественным производителям можно отнести рыбколхоз 50-летия Октября, ООО «Транзит», «Янтарь», «Моряна» и ряд других. Они обслуживают свои плавсредства так же, как в свое время БОР – в порту приписки, за исключением аварийных ремонтов. Помыкавшись без любимого дела, судовой механик Юрий Горбунов, родом из Курска, с тридцатилетним морским стажем, решил вернуться на запад вслед за дочерью и супругой. Другие умирают от пивного безделья и под тяжестью прожитых лет. Юные таланты при первой возможности бегут в мегаполисы. Для удаленного форпоста такие потери хуже любого кризиса. «Была бы работа с приличной оплатой и в целом хорошие перспективы, я бы остался. Природа здесь замечательная, виды великолепные, климат хороший, – сожалеет Юрий у памятника Бошняку. – И все же старость хочется встретить в комфортном спокойном месте. Портовая зона в интересах Советской Гавани могла бы многое изменить. Но сколько ее ждать? Скоро, боюсь, не останется судовых механиков и пароходы не смогут ходить в море». Сам Юрий после разгрома БОРа поработал в корейском порту Пусан, где на его глазах поднялись 12-этажные холодильники под нашу русскую рыбу. Там же обосновались большие автономные траулеры (БАТМы), такие как «Капитан Кузнецов» и «Семиозерный», перешедшие из БОРа в «Востокрыбпром». Сейчас на них азиатские экипажи. Пытаюсь выяснить, что же гонит рыбопромышленников и морских капитанов подальше от родных берегов. Представители рыбных судовладельцев с зарубежным базированием ссылаются на более качественный и быстрый ремонт в китайских и корейских портах. Туда же уходит больше половины официального краевого улова. Нашу долю снижают бешеные накрутки торговых сетей и огромные расстояния до основных потребителей. В свое время гендиректору «Гаваньбункера» Вячеславу Григорику пришлось отказаться от рыбопереработки в первую очередь из-за отсутствия нормальной системы сбыта в России. Торговые компании, скажем, Урала, его продукцию брали только на длительную реализацию, без гарантированного расчета. Даже в Хабаровском крае оптовые и розничные наценки достигают 200%, из-за чего традиционная кета в слабосоленом или копченом виде превратилась в деликатес. Зато в Корее за рыбу рассчитываются в течение трех банковских дней. С 90-х годов то ли случайно, то ли специально улов в наших портах не продашь, траулеры не отремонтируешь, достаточных квот на промысел не получишь. В ходу и такая версия: запасы минтая и сельди подорвал браконьерский лов, и когда пограничники принялись наводить порядок, легальные владельцы судов принялись от них избавляться вместе с «лишними» квотами. Заводы Советской Гавани гарантируют качественный судоремонт. Блудный флот и хитрые квоты Несколько слов о судоремонте. После организованного сверху развала госзаводов «Якорь» и «Северный», на каждом из которых трудилось до трех с половиной тысяч умельцев, за их возрождение взялись предприниматели Сергей Иродов и Дмитрий Ермаков. Первый учредил ООО «Транзит» и четыре года назад открыл на бывшем «Северном» цех с небольшим доком для малых и средних судов. Второй выкупил закрытый после банкротства «Якорь», точнее то, что от него осталось, когда им руководил назначенный краем господин Меерсон. С низким уровнем ремонтных работ. Новый владелец вложил десятки миллионов рублей в восстановление корпусов, причалов, закупку станочного оборудования. Оба хозяина – Ермаков и Иродов – сочетают рыбный промысел в российских водах с ремонтом своих и чужих пароходов. Иродов к тому же инвестирует в береговую рыбопереработку. Сильная сторона «Судостроительного завода №1», который создан на базе «Якоря», по словам его директора С. Федорова, в наличии мощного оборудования, позволяющего восстанавливать любые корабли и суда. Механическую часть наши делают лучше китайцев, но те впереди по корпусным работам. У нас острый дефицит корпусников и сварщиков, а энерготарифы (в два раза выше китайских) дают до 40% себестоимости ремонта. Помогают доходы от рыболовства, которые и Ермаков, и Иродов, пока не поздно, вкладывают в судоремонт, ведь большинство судоремонтников – пенсионеры. Начальнику цеха на ООО «Транзит» 74 года. Несмотря на вакансии, выпускников из профильного училища ПУ №19 – пока единицы. Молодежь в основном желает попасть на траулеры и танкеры, но и там за семь месяцев в море рядовые трудяги уже лет пять получают в пределах двухсот тысяч, которые ежегодно обесцениваются инфляцией. Это раза в три меньше, чем при Советах. «Что бы Вы хотели от власти?» – выпытываю у замначальника цеха Ивана Дмитриевича Пожидаева, который в свои шестьдесят семь встретил меня железным пролетарским рукопожатием. «Объем заказов у нас растет, но этого мало. Надо чтобы все суда в обязательном порядке ремонтировались по месту приписки. За рубежом разрешить только те ремонты, которые не делаются в своем порту. Тогда мы сможем быстрее переоснащаться, подымать зарплату, привлекать молодежь». Предложение своевременное, пока судовладельцы не перегнали за рубеж последние траулеры. На закате СССР одной только Советской Гавани давали до двухсот тысяч тонн океанского лова, а теперь всему краю – не больше ста тысяч. Чиновники из краевого рыбохозяйственного комитета ссылаются на покладистую науку, хотя акватория лова та же, кроме участка алеутского шельфа, списанного Шеварнадзе американцам. В итоге в «Совгаваньрыбе» единственный БАТМ загружен лишь на 75%. Похожая ситуация в «Востокрыбпроме» и в «Поллуксе», в ООО «Маряна», «Морское рыбное дело», «Совгаванский рыбопромышленный комбинат» и в ряде других компаний. Некоторые идут за квотами в другие края, где общедопустимый улов почему-то превышает рыболовецкие мощности. При этом разработчики дальневосточной российской стратегии призывают рыбопромышленников заниматься не только минтаем, треской, селедкой, палтусом, лососевыми, но и другими видами промысловых рыб. Но на другие виды требуются другие орудия лова и другие типы судов. А это большие деньги. Дать их мог бы отраслевой банк с щадящим кредитом, но его нет. Оптимальный вариант: квоты выписывать на каждое судно с условием, что оно будет ремонтироваться по месту приписки и там же сдавать часть улова на внутренний сбыт и береговую переработку, которая в Советской Гавани никогда не была сильной. Портовая зона могла бы помочь возвращению блудного флота и развитию прибрежного лова. У прибрежного рыбного бизнеса к губернаторской «квотной» комиссии одна общая просьба: «Ради бога, выдавайте квоты на вылов не накануне путины, а хотя бы за месяц! Ловля без подготовки приводит к сумятице и потерям». Затраты и результаты О причалах и траулерах можно рассуждать бесконечно, но основной капитал Советско-Гаванского района – это его люди. За 16 лет их число уменьшилось с 60 до 43 тысяч. Тем не менее, местная жизнь весьма насыщена культурными и общественными событиями. В одном райцентре 4 рок-группы и 26 клубов по интересам. Вне конкуренции – фестивали «Живая Русь». Районный дворец культуры уже не вмещает их участников и местных орочей под водительством Инны Акунки, которая очень надеется на помощь местных властей в создании своего национального хутора для ведения традиционных промыслов и как обрядовой изюминки для туристов. Растет интерес к местной политике. Ее основные фигуры – организаторы реального сектора экономики. Ярлыка на муниципальную власть ни у кого нет. Это показали недавние бескомпромиссные выборы главы района, на которых победил производственник Юрий Иванович Бухряков. На пост главы он заступил в сложное время, когда формируются контуры ключевой для Востока России Совгаванской территории на несколько десятилетий вперед. Юрий Иванович здраво оценивает наработки предшественников. Такие, как равномерное развитие всех поселков с привлечением районных и краевых дотаций, субвенций, субсидий. Во всяком случае, улицы и дома бывшего леспромхоза Гатка, в котором около 800 жителей, смотрятся не хуже, чем в десятитысячных Заветах, а те по состоянию дорог и жилого фонда, не считая военных развалин, дадут фору Советской Гавани. Этим район выгодно отличается от Ванинского, где богатый портовый центр возвышается над прочими поселениями как особняк над аварийными хижинами… Но успокаиваться рано: коммунальные сети дышат на ладан, а совгаванский производитель тепла с 21-ой котельной регулярно банкротится, накапливая огромные долги по зарплате работникам ЖКХ и по платежам населения при странном нейтралитете прокуратуры. Инициированная новым главой района проверка выявила нецелевое расходование средств на круглую сумму под прикрытием искусственного банкротства и отсутствие всякого учета тепла, поставляемого от производителя к потребителям. Команде Юрия Бухрякова удалось через суд отменить банкротство, поднять собираемость платежей, взять под жесткий контроль расчетно-кассовый центр и управление «Теплосервисом». Цель этой работы – финансовая прозрачность в области ЖКХ, снижение его затрат, эффективная модернизация, сохранение человеческого и производственного потенциала. В целом главам районов не позавидуешь. По федеральному закону №131 о местном самоуправлении главы наделяются отдельными госполномочиями со строгой отчетностью об их исполнении. И это нормально. Плохо, что их основные и дополнительные обязанности не подкрепляются в ФЗ-131 четкими правами хотя бы на минимальный контроль за администрациями поселений и координацию местных правоохранителей как минимум в сфере надзора за предприятиями и учреждениями с муниципальными функциями и переданными полномочиями. Получается – за все отвечай, а спросить по закону не смей. Главы поселений об этом знают и нередко игнорируют обоснованные районные требования. Этот правовой вакуум пора разумно заполнить во избежание неуправляемой самостийности в поселениях. При всех своих недостатках 131-й закон в глубинке работает. Граждане начали воспринимать самоуправление как свое кровное дело и тяготеют к максимальной самостоятельности поселений, до которой нужно еще созреть. В Заветах Ильича, где базируются военные моряки, почти половина бюджета расходуется на содержание местной администрации. При этом впервые избранный главой Игорь Яковенко с жаром разъяснял мне необходимость передачи поселку районной недвижимости и дополнительных полномочий, хотя районная собственность – это далеко не всегда плохо. Скажем, школа искусств в Заветах, с прекрасными пианистами, скрипачами, содержится районным бюджетом. Сам поселок, не дожидаясь указов, старается жить трезвой культурной жизнью. Закрыты все ночные киоски, а когда пивоваренная компания поставила две пивные палатки, поселковые бизнесмены поставили напротив безалкогольный шатер «Легенда» с натуральными соками, плазменным телевизором, караоке. Публика потянулась в «Легенду», и пьяные палатки закрылись. Вид ухоженного поселка портят десятки полуразрушенных и заброшенных объектов военного флота, который их не передает и не убирает. Кстати, в Заветах за два последних года народ не убывает, а прибывает. И в Лососине тоже. Хороший знак! Как и то, что народные избранники переполнены амбициозными планами. Новый мэр Советской Гавани Павел Боровский вплотную занялся ремонтом позорных дорог, аварийных зданий, разбивкой спортивных скверов. Переизбранная главой Лососины Лидия Коваль за первый срок смогла убедить сельчан в полезности ТСЖ и в три раза нарастила поселковый бюджет из федеральных средств на ремонт жилищного фонда. На другой чаше весов – нехватка бань, детских садов, культурно-спортивных центров, медицинских услуг и специалистов. Но если громоздить новые центры и содержать их штат на нищих окладах – тоже ничего не получится. Свежий пример: хабаровский губернатор обязал к концу года открыть в Заветах новую поликлинику, а куратор краевого минздрава Олег Леховицер на встрече в прошлом году с совгаванцами обосновал растущую нехватку врачей некими сельскими нормативами. Из-за сокращения специалистов в Лососине закрылся оборудованный на спонсорские средства дневной стационар, и теперь пожилые люди трясутся на автобусе в районную больницу и поликлинику. Им краевой ФОМС платит не за снижение заболеваемости, а за количество посещений, равносильное росту числа недугов. Самочувствие физическое созвучно экономическому. Малому бизнесу, на котором держится весь район, из-за кризисного снижения выручки и недоступности банковского кредита стало трудней выкупать арендованные муниципальные помещения. Отсюда падение доходов от приватизации, которые идут на дотации поселениям. Несмотря на то, что район сохраняет за арендаторами первоочередное право на приватизацию арендуемых помещений, на совете предпринимателей с участием Юрия Бухрякова глава Заветов Ильича Яковенко выступил за снижение цены выкупа. Член совета Калашников резонно напомнил, что цена квадратного метра в Заветах в три раза ниже, чем в Ванино, и что приватизация должна наполнять социальный бюджет. Совет бизнесменов отклонил любые поблажки бизнесу, за исключением льготной аренды для ветеринарной лечебницы «Пес и кот». Хотя у самих предпринимателей горы проблем. Одна из самых острых – энергообеспечение. В Комсомольском энергорайоне, к которому относится Советская Гавань, избыток энергетических мощностей, а предприятия не в состоянии к ним подключиться. Целый район буквально скован по рукам и ногам. Когда гендиректор ОАО «Терминал» Николай Мельников, строивший своими руками Советскую Гавань, запросил у «Хабаровских электросетей» 800 киловатт под реконструкцию своего порта, от которой зависит работа сотен людей, ему ответили, что распределительные сети не рассчитаны на дополнительную нагрузку. Но ведь в советское время судостроительные гиганты потребляли в 15 раз больше энергии, и сети выдерживали! Новая резервная ТЭЦ без новых сетей тоже ничего не решит. Даже у «Суэка» и «Аркаима», построивших свои подстанции, могут вскоре возникнуть проблемы, поскольку магистральные линии от Комсомолька до Ванино не рассчитаны на такой рост потребления. Цена второй дополнительной ЛЭП – около 7 миллиардов, и около 4 миллиардов стоит сооружение новых сетей. Но приоритет отдается экспорту электричества по секретным тарифам: ЛЭП в спешном порядке тянут не на Советскую Гавань, а к китайской границе. Кстати, Саяно-Шушенскую ГЭС постигло несчастье спустя несколько месяцев после начала этого экспорта ее владельцем Русгидро и монопольным посредником «Интер РАО ЕЭС». А заставь монополиста на экспорт молиться, он и ГЭС расшибет. Ни шатко ни валко строится дорога «Лидога – Ванино». За пятнадцать лет – чуть более половины из 320 километров. При царе мужики-артельщики закатали бы такую года за три. Пока сразу три генподрядчика делают в год не более двадцати километров, Гавань прозябает без хорошей и быстрой трассы. И без разнонаправленного воздушного сообщения: с крахом «Дальавиа» возник дефицит самолетов. Потенциальных инвесторов смущает, что у совгаванского аэропорта скромный статус муниципального предприятия, а аэродром длиной в три километра, способный после доводки принимать аэробусы и «Бураны», как бы военный. На такую махину у района нет денег, и Минобороны ничего не дает. Другое дело – преобразовать аэропорт в госпредприятие, а стратегическую взлетную полосу передать в совместную собственность краю и федерации во избежание ее разрушения. Следующая задача – создать с нуля морское пассажирское сообщение с Ванино, Сахалином, Приморьем, Японией и отдельный морской вокзал. Сейчас даже паромы на линии «Ванино-Холмск» берут сначала грузы, и если останется место – людей. А должно быть наоборот. Россия - вперед! От того, станет Советская Гавань промышленно-транспортной опорой державы или захудалым вахтовым стойбищем, зависит геополитическая устойчивость огромного региона. Значение Советско-Гаванского узла и ориентирующихся на него территорий беспрецедентно даже по сравнению с такими проектами, как остров Русский и олимпиада в Сочи. В самой Советской Гавани для модернизации имеются все условия. Здесь базируются мощные потенциальные резиденты ПОЭЗ, функционирует компетентная власть, работает ответственный бизнес, проживает образованное и патриотичное население. Разбазарить этот потенциал было бы преступлением. Сейчас проект правительственного постановления о портовой зоне на завершающей стадии согласования. Только на управление и проектирование ПОЭЗ предусмотрено до четырех миллиардов рублей. Есть и неприятный сюрприз: из состава ПОЭЗ исключена Лососина, как будущая база рыбного порта и рыбопереработки. Ее включение в ПОЭЗ перенесено на следующий этап, сроки которого пока не определены. Крайне важно, чтобы ПОЭЗ с самого начала развивалась по всем направлениям, без одностороннего увлечения сырьевым экспортом. По-другому полноценный промышленно-портовый город из ПОЭЗ вряд ли получится. Этого нельзя допустить. Третья попытка поднять Советскую Гавань с колен должна быть эффективной во всех отношениях. Другого такого шанса просто не будет.
|